Образование является важным институтом общества. Этот институт включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов. Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разработанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным способом. Передача знаний самым примитивным способом возникла еше в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, каковы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как ориен- 778 тироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее его ранней формой. Как зрелый социальный институт образование появилось в Древнем Египте в III тыс. до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались статусы и роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешних тетрадей, средства передачи знаний — учебники, специальное помещение (классная комната), режим занятий, система оценки знаний и многое другое, представляющее собой неотъемлемые атрибуты полнокровного образования. Во II в. н.э. сформировалась римская система образования, послужившая прообразом для европейской. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй учителя-грамматики преподавали греческий язык и так называемые семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени — в школах риторов — изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.
В IX в. монастыри стали открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Здесь учителя стремились развить у учащихся те способности, которые позволили бы им получить в будущем духовную должность. Учащийся, который, как правило, посещал школу пять лет, приобретал прежде всего элементарные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем пером на пергаменте. Так как книг было мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), тексты заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Учащиеся знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями, во всех европейских монастырских школах занятия велись на латинском языке. За стадией первоначального обучения следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискуссию). За тривиумом следовал квадривиум — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Монастырские школы исполняли важную культурную роль — они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества. На Руси первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве. Ее посещали дети бояр и дружинников. Обучение начиналось с семи лет и продолжалось два года. Учитель обучал одновременно по рукописным книгам 8—10 ребят. Дети умели считать в пределах ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII вв. В учебных программах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., поэтому оснащение школ не было богатым. Петр I создал «цифирные школы». Здесь зубрили все предметы — арифметику, письмо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить 779 учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол «на горох». Не все имели право учиться в школе. Для дворянских детей созданы были кадетские школы (от фр. cadet — младший). Для девочек-дворянок первыми школами были Смольный институт и Воспитательный дом. Их обучачи танцам, рукоделию. Распорядок дня и правила поведения были четко расписаны: каждый день занимались по 6—8 уроков, вставали в 6 утра.
В XIX в. распространенным видом школ стала гимназия, где обучение было платным и учились только дети дворян и чиновников. Уроки были не такими, как сейчас. Во-первых, длились они не 45 мин, а 60. Во-вторых, провинившегося ученика пороли розгами, сажали в карцер, не давали еды. а в особых случаях исключали из гимназии. Во главе гимназии был директор, а помогал ему инспектор. Учителя не были равны в правах. Например, учителя пения и гимнастики не пользовались льготами. Роль современных классных руководителей играли классные наставники и надзиратели. В школах были каникулы. Выпускники гимназии получали аттестаты. В XVIII-XIX вв. распространяется домашнее обучение. Обеспеченные родители приглашали к своим детям учителей на дом. Тогда появилось много «самозванных» педагогов, но тех, кто преподавал без разрешения, — штрафовали. Юноши и девушки, позанимавшись дома, сдавали экзамены в школе, чтобы получить официальные документы об образовании. Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет овладеть элементарными знаниями, необходимыми для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования — начальное, неполное среднее и среднее. Основой среднего образования выступает школа. Школа (от лат. schola, от греч. schole) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные), по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие, по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения, по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы платные и существуют за счет средств, которые платят родители за обучение детей. Те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея. 780 Жизнь современной школы подчинена определенным правилам. Школа живет по уставу, где записаны права и обязанности учеников, учителей, определены структура управления, система контроля знаний учеников и многое другое. Первый в истории России школьный устав был принят в 1786 г. Школой руководит директор, ему помогает заведующий учебной частью (завуч). Учителя организуют учебные занятия по отдельным предметам. У современного учителя есть право свободного выбора методики обучения и воспитания учащихся, он может использовать разные учебники, пособия, придумывать свой контроль знаний. Оценки должны выставляться по пятибалльной шкале, которая была введена в нашей стране в 1944 г. Поведение учителя регламентируется нормами трудового права. Учитель может заниматься частной практикой. Например, после уроков обучать ребят французскому языку. Такая деятельность считается предпринимательской, потому что за нее учитель получает деньги, т.е. имеет доход. После 10 лет непрерывной работы учитель может уйти в отпуск на год. Родители не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность учителя, но могут знакомиться с уставом школы, с оценками, которые получают их дети, участвовать в управлении образовательным учреждением. Правом закреплены обязанности учителя. Закон предписывает ему уважать личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя применять психическое или физическое насилие. Учитель применяет меры предосторожности от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права быть на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если учитель нарушает установленные правила, наступает юридическая ответственность. Например, за жестокое обращение с ребенком следует уголовное наказание. За нарушение устава школы может последовать увольнение. Общие вопросы деятельности школы решаются на
педагогическом совете — собрании всех учителей школы, а также других сотрудников (воспитателей, библиотекаря, методистов). Во многих школах существуют методические советы, научные общества учащихся, всевозможные группы по интересам. Есть и попечительский совет, который оказывает финансовую поддержку. Ученик — это юридический статус ребенка, который получает общее образование. Получить образование в рамках 1 — 12 классов можно бесплатно. Дети имеют право учиться в школе по месту жительства. Ученик должен соблюдать правила поведения в школе. Например, должен посещать уроки, не опаздывать на занятия, выполнять то, что предписано учителем. Правила зафиксированы в документах школы: уставе гимназиста или правилах для учащихся, положении об экзаменах. В каждой школе разрабатываются свои правила, обязательные для исполнения. Так, в одних школах проводятся зачетные сессии дважды в год, в других — ученики сдают только общеобяза- 781 тельные экзамены в выпускных классах. Ученик имеет право переходить из одной школы в другую. На уроках может свободно выражать свое мнение, даже если оно отлично от мнения большинства и педагога. Ученик может за деньги (на платной основе) получать дополнительное образование, которое не является обязательным для каждого. Согласно закону, школа оказывает платные услуги: кто-то занимается музыкой, танцами, кто-то испанским языком. Дополнительные уроки, входящие в учебный план, ученики посещают бесплатно. Ученик, показывающий высокую успеваемость, может даже заниматься репетиторством с другими учениками. Конечно, у каждого ученика могут быть любимые и нелюбимые учебные предметы, учителя. Это нормальный процесс человеческих взаимоотношений. Право не вмешивается в подобную сферу. Оно не заставляет учеников получать отличные отметки. Оно лишь указывает минимум знаний, которыми должен обладать выпускник современной школы. Если ученик, достигший 14 лет, грубо нарушает школьный устав, его могут исключить из школы. Такое решение выносит орган управления школой с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних. Право не диктует жесткую модель деятельности учащихся в школе, а дает возможность выбирать форму получения образования (семейная, экстернат, школа), педагогов, образовательные учреждения. Ребенок, обучающийся в семье, должен быть зарегистрирован в школе. Между родителями и образовательным учреждением заключается договор, по которому учителя предоставляют семье программы занятий, дают консультации, контролируют знания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБРАЗОВАНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»