ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ГОСУДАРСТВО
Государство — важнейшая составная часть политической системы общества. В повседневной жизни мы сталкиваемся с государством ежеминутно. Оно содержит армию, суды, полицию, ряд средств массовой информации, выдает паспорта и визы, задерживает заработную плату учителям или врачам, охраняет рубежи нашей родины и борется с контрабандой, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций, о которых мы не всегда подозреваем.
Термин «государство» обычно употребляется в двух смыслах. В широком смысле государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на ее территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и общество. Французские просветители XVI11 в., создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников). В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями — партиями, профсоюзами и т.п. Иными словами, государство — это главный, но не единственный институт политической системы общества.
Какие только государства не существовали на свете, но всем им свойственны следующие общие (фундаментальные) признаки:
♦ единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими странами;
♦ единая система управления территорией, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе разделения властей;
♦ единая система законов, зафиксированная в конституции, соблюдаемая всеми гражданами на всей территории;
♦ монополия на легальное применение силы или физического принуждения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру;
736
♦ право на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики — оборонной, экономической,социальной;
♦ обязательность членства в государстве — гражданство, в отличие от членства в партии или профсоюзе, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения;
♦ представительство от имени общества в международных организациях и событиях;
♦ суверенитет (от нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть), т.е. верховная власть на определенной территории.
В обществе много видов власти, но самая главная должна быть сосредоточена у государства, решения которого обязательны для всего населения. Лишь ему принадлежит право на издание всех законов.
Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные для выполнения всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества. Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Он закреплен в Уставе ООН и других международных актах. Суверенитет — главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать

самостоятельным государством. В начале 1990-х гг., когда распалась огромная держава — СССР, произошел процесс, который был назван «парад суверенитетов». Бывшие союзные республики одна за другой объявляли государственную независимость. На политической карте мира в одночасье появились более 10 новых государств.
Указанные признаки отличают государство от других организаций, например мэрии, политической партии или профсоюзов, которые обладают одними признаками, схожими с государственными, и не обладают другими (порассуждайте об этом самостоятельно). Признаки суверенитета описывают то, без чего не может обходиться ни одна социальная организация, претендующая называться государством. Но они ничего не говорят о характере и содержании деятельности государства на подведомственной территории. Чем должно заниматься государство в повседневной жизни? На этот вопрос отвечают функции государства. Они подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т.п.
737
Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими государствами и взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.
Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с те\ пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. К появлению государства привели следующие, вполне объективные причины.
Первая — плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта, они встречались, лишь когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить с« своей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5-6 млн человек. Сегодня их 5—6 млрд. Население выросло в 1000 раз за неполные 15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человек появился 2—3 млн лет назад.

Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория — группе из 40—60 охотников и собирателей необходимо несколько сотен квадратных километров. Регулярные столкновения между ними. частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте. Вскоре все люди вступили в такие союзы.

Вторая — страх перед внешней агрессией ц внутренними раздорами. Некоторые ученые считают, что к созданию государства людей толкал страх перед внешней агрессией, опасение за жизнь и имущество. Но опасность, вызванная разбойниками, служила не меньшей причиной к объединению в государство, которое способно применить силу и установить порядок. Таким образом, опасение перед сородичами служило не меньшим аргументом для создания государства. чем страх перед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры и издавать общие для людей законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и его обслуживающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника. Третья — фактор силы. В современном рыночном обществе каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, следящей аппаратурой, сигналь-
738
ными и компьютерными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Средневековая Европа — это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своими флагами, гербами, правительствами, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи — под охраной. Купцы отправлялись в путь под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечом, даже пахали иногда не снимая оружия.

Кто умел только пахать (а тогда это было сложнейшим искусством, требовавшим пожизненной специализации), приглашал к себе на службу тех, кто умел только воевать. Династия Рюриковичей на Руси пошла от приглашенных варягов. Все европейские короли нанимали или переманивали друг у друга профессиональных солдат. С помощью оружия добивались и расположения прекрасных дам, и обильных налогов со своих подданных, и огромных контрибуций с чужих территорий, и бесперебойной торговли.
Экономические законы вынудили людей придумывать рациональные формы решения политических проблем. Военная кампания — это тоже разновидность делового предприятия. Чистый доход состоит из дани, которую удается собрать с мирного населения, минус издержки на содержание армии. Армия — главная рабочая сила. Она должна постоянно трудиться, чтобы оправдывать свое содержание и приносить доход. Но если ее вылазки имеют разовый характер, то доход непостоянен, а сама армия в нашем понимании походит на банду рэкетиров, обложивших предпринимателей. Если же верховная власть устанавливает полную монополию над данной территорией и постоянно собирает дань, то издержки на содержание армии снижаются. Одновременно растет благосостояние мирного населения. Дело в том, что при регулярном сборе (и об этом знают российские рэкетиры) дань с каждого хозяйства берется меньше, ему оставляют на «вырост», о его благополучии заботятся, чтобы и в будущем можно было бы собирать дань. Регулярные и хорошо собираемые налоги обычно меньше по размерам, нежели разовые, плохо отдаваемые и собираемые разными сеньорами. Поэтому и подданные заинтересованы в сильном государстве, распространяющем власть на большие пространства.
Таким образом, формирование государств происходило по экономическим' соображениям. Правитель, имея сильную армию, способен был легко и быстро собирать налоги со своих подданных и дань с подвластной территории, устранять конкурентов, роль которых играли удельные князья, разбойники, иностранные государства, претендовавшие на эти ресурсы. Разбойники на большой дороге, рэкетиры на рынке, бизнесмены, уклоняющиеся от уплаты налогов, — все это конкуренты, а значит, враги государства в борьбе за налоги. Одни устраняются физической силой, другие — юридическими законами. Демократическая власть, хотя и имеет устойчивую тенденцию к уменьшению масштабов и жестокости насилия, не может обходиться без него. Есть и долго будут сохраняться угрозы и опасности, которые невозможно обуз-
739
дать и устранять без насилия: действия агрессивных, экстремистских, анархических сил, преступность и т.п. Демократическая власть может применять насилие для принуждения к миру (прекращения и предотвращения военных конфликтов), защиты жизни, прав и свобод граждан, восстановления законности и порядка, охранения самой себя от насильственного свержения. Такое насилие осуществляется в соответствии с конституцией, а также с международным правом. В некоторых случаях для обеспечения законности и порядка кроме правоохранительных сил (полиции, внутренних войск и т.п.) приходится использовать армию. Так было, например, в США в мае 1992 г. в Лос-Анджелесе при усмирении бесчинствующих толп чернокожего населения, в Италии в 1993 г. в борьбе с мафией.
На протяжении всей истории главная цель государств состояла в завоевании территорий для реализации своих экономических интересов и обеспечения безопасности то ли подчинением одного народа другим, то ли аннексией прилегающей территории. Земля и территория государства составляют тот стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные ресурсы.
Поистине государство — это монополия на законное насилие. Законным оно считается, если закреплено в конституции государства, где так и записано:
на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Мощное государство удерживает свою монополию, слабое ее отдает, и тогда в стране устанавливается правовой беспредел, хаос, бандитизм, от которых страдают простые люди.
Кроме двух указанных у государства есть множество других видов монополии. Например, монополия на свободу слова, согласно которой государство имеет право запрещать любую литературу, которая портит общественные нравы (например, порнографическую), сеет межнациональную рознь (такова профашистская литература) либо разглашает государственную тайну (шпионские документы). Кроме нее известны монополия на таможенные пошлины, на алкоголь и табак, монополия на соль и т.д. Стоило российскому правительству отдать частному сектору производство и сбыт алкоголя, как казна недосчиталась десятков миллиардов долларов, поскольку чистый доход в этой сфере бизнеса составляет 2000%. И в дореволюционной России, и в советское время «пьяные деньги» составляли треть государственных доходов и направлялись на социальные программы — на помощь бедным и престарелым.
Ключевыми особенностями современной системы государств являются: централизация политической власти, единые механизмы административного управления, постоянные профессиональные армии, легитимация власти через институт представительства и др. Все эти принципы были первоначально разработаны в Европе, а затем распространились по всему миру. Такую систему называют Вестфальской. Речь идет о Вестфальском мире 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война и который впервые в истории санкционировал принцип meppumopuajibuoeo суверенитета в отношениях между государствами, хотя сама концепция территориального суверенитета была сформулирована раньше.
740
Государства как политическая организация общества различаются не только формой правления (монархия, республика), но и формой территориального устройства государства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГОСУДАРСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Роторно-поршневий двигун
Посередницькі, гарантійні, консультаційні та інформаційні послуги
Банки в ролі андеррайтерів
СТВОРЕННЯ І РОЗВИТОК ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ
МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ. ГРОШОВІ ПОТОКИ ТА ЇХ БАЛАН-СУВАННЯ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 836 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП