Производством в широком смысле называют процесс создания разных видов экономических продуктов. Под производством в узком значении подразумевают материальное производство — процесс создания материальных благ, услуг. Основу материального производства составляет промышленность. К ней относят ведущие отрасли материального производства: предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой матери- 715 алов и энергии, изготовлением машин. Промышленность включает компании и предприятия, производящие из сырья готовую продукцию либо оказывающие полезные услуги. Промышленность создает все товары и услуги, требуемые обществом, и распределяет их потребителям. Все, что создано в сфере материального производства данной страны, входит в валовой национальный продукт (ВНП) — статистический показатель национального дохода, выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. ВНП включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо платежного баланса. Термин «промышленность» обозначает также группу предприятий, выпускающих однородную продукцию. Например, автомобильная промышленность включает всю совокупность заводов по изготовлению легковых и грузовых автомобилей, автобусов и т.д. Группу однородных предприятий именуют отраслью. Входящие в отрасль предприятия производят одинаковые продукты, используют сходную технологию или одинаковое сырье. При выделении отраслей используются два критерия: сходство продукта, сходство технологии.
Рис. 16. В технически развитой, но не процветающей стране все ресурсы нацелены на развитие промышленности группы А и внутри ее — на военно-промышленный комплекс 716 Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства — оказывает решающее воздействие на уровень экономического развития общества. Она состоит из двух больших групп отраслей — добывающей и обрабатывающей. Промышленность условно подразделяется на производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). К примеру, автомобильная промышленность — это отрасль машиностроения, производящая легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрегаты, т.е. она занята производством средств производства, как и все машиностроение. Легкая промышленность занята изготовлением одежды, обуви, головных уборов и других предметов широкого потребления. Она удовлетворяет потребности людей и относится к производству предметов потребления. Соотношение между двумя группами производств таково, что только группа А определяет уровень развития научно-технического прогресса в стране. Она — визитная карточка страны. Но уровень и качество жизни населения страны определяет группа Б. Если страна преуспела в том и другом, то ее можно считать технически развитой и материально процветающей. Но может сложиться так, что все ресурсы страны нацелены только на развитие группы А, а внутри его — на военно-промышленный сектор, группа Б пришла в запустение. В итоге страдает население. Такую страну можно назвать технически развитой, но не процветающей. (Как вы думаете, о каких странах здесь идет речь? Приведите примеры.) Для СССР была характерна односторонне развитая экономика: '/4 производства — товары народного потребления, а У4 — средства производства. При этом в СССР производилось материально-технических ресурсов, сырья, топлива, энергии на единицу конечной продукции в 2—3 раза больше, чем в развитых странах. Такая экономика досталась в наследство современной России. Предприятие — исходная клеточка отрасли, самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Предприятие является юридическим л и цом — товариществом, акционеры ы м обществом и т. п. Закон Российской Федерации предусматривает образование унитарных предприятий (только государственных и муниципальных) — коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В нашей стране, недавно перешедшей от социализма к капитализму, существуют предприятия двух форм собственности — государственные (которые достались от прошлого и чаще так и называются «предприятия») и частные (новообразование); их предпочитают именовать деловыми предприятиями, фирмами, бизнесом. По форме все предприятия делятся всего на три типа: предприятия (завод), фирма, отрасль. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, мелкого или крупного магазина, выполняющих одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров. В свою очередь, предприятия состоят из множества цехов, которые специализируются по циклам производства (цех снабжения, металлургический цех, штамповочный, транспортный и т.д.), но заняты одним и тем же, скажем изготовлением автомобиля. Цех (от нем. Zeche) — основное производственное подразделение предприятия; различаются: основные, вспомогательные, обслуживающие, подсобные, побочные цехи. Фирма — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Нередко при одной крупной фирме имеется несколько предприятий — крупных, средних и мелких. К примеру, автомобильная фирма может иметь предприятие по производству автомобилей, транспортное предприятие по их перевозке, сеть магазинов по их продаже и систему станций обслуживания автомобилей. Эти предприятия различаются характером и циклом, но имеют один предмет — автомобили. Стало быть, все они принадлежат одной отрасли. Таким должно быть современное понимание трех категорий экономики — предприятия, фирмы и отрасли. В рыночной экономике предприятия (государственные, частные, акционерные) и фирмы производят товары и оказывают услуги, которые должны 717 быть востребованы рынком. Иначе говоря, фирма предлагает нечто, а рядовые граждане (или другие фирмы) спрашивают их. Это значит, что фирма является агентом предложения, а потребитель — агентом спроса. Если продукцию никто не спрашивает, то ее незачем производить. Она должна продаваться — таков закон рынка. Продукция будет продаваться при непременном выполнении двух условий: она высокого качества и недорогая по цене. Цены — истинный диспетчер рынка. Он сообщает одним (покупателям), куда надо двигаться, чтобы купить товар подешевле. Покупатели обычно точно знают те оптовые рынки, где цены ниже и куда надо приезжать в первую очередь. Цена — диспетчеррынка — сообщаетдругим (производителям), куда им выгоднее везти продукцию, чтобы продать ее дороже. Таким образом, цены, подобно авиадиспетчеру, расписывают маршруты производителям и потребителям. Но эти маршруты направлены в противоположные стороны: покупатель ищет, где дешевле, а продавец — где подороже. Таковы их экономические интересы. Они-то и определяют маршрут передвижения спроса и предложения. Итак, в рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Происходит это благодаря трем составляющим: спросу, предложению, закону соотношения спроса и предложения. Под спросом понимается количество товаров и услуг, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Предложение, т.е. выброс на рынок все большего числа товаров, определяется главным образом производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. Производитель заинтересован выпустить как можно больше продукции, чтобы получить выше прибыль. Но у потребителя всегда ограниченный спрос. Вслед за ограничением спроса потребителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. В рыночной экономике он — слуга, а в плановой был хозяином: государство заказало 200 тыс. т чугуна, и заводы его изготовляют, не очень беспокоясь, купят продукцию или нет — товар заранее оплачен госбюджетом, т.е. всем населе нием. Получается, что продукцию населению как бы навязывают, хочет оно того или нет. В рыночной экономике все иначе: не нравится — не покупай. Предприятию приходится приноравливаться к потребителю. Покупатель перестал приобретать чугун, и производитель прекратил его изготовлять. По-другому он не может: произвел — не купили — разорился — такова цепочка убыточной работы. Ею управляет известный закон рынка, который связывает между собой три главных фактора — спрос, предложение, цены. Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Когда цены на товары растут, у производителей появляется соблазн выпустить их больше по высокой цене. При этом они надеются, чтс спрос на них не уменьшится, но не знают, что решили конкуренты. А те по- 718 ступили точно так же, поскольку рост цены — стимул для массовых действий. Все производители однотипной продукции полагают, что за ростом цен скрывается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на данный товар не увеличивался, то и цены не повышались. В какой-то момент происходит насыщение рынка: все, кому данный товар нужен, его купили, а заводы продолжают его изготовлять. Спрос падает, продукцию не разбирают — заводы терпят убытки. Чтобы не разориться, опытный предприниматель прибегает к двум помощникам — рекламе и маркетингу. Реклама призвана расхваливать покупателю собственный товар, а маркетинг — пристально изучать чужой товар. Чем шире рекламная кампания, тем выше вероятность, что все покупатели, кому нужен данный продукт, узнают о нем. Реклама — это один из способов снизить риск, производя ту или иную продукцию. Противоположную функцию на рынке выполняет маркетинг (англ. marketing, от market — рынок) — система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»