ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Научное и обыденное понимание общества
С давних пор философы, социологи, политологи и представители других социальных наук активно обсуждали вопрос о сущности и главных признаках общества. В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества.
В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования: группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах; группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий «стиль жизни», как выражаются западные социологи)-
В научной литературе существует немало дефиниций общества. Простейшее из них звучит так: общество — это совокупность людей и их взаи-
610
моотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное «национальное лицо»4. Возможно и такое определение: «Общество — это прежде всего такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность»\
В одном случае общество понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом — как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем — как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, в четвертом — как продукт межличностных отношений людей, символический аспект социальной коммуникации. Французский социолог Р. Вормс уподобил общество организму, трактуя функции государства, сословий, церкви или денежного обращения наподобие функций головного мозга, мускулатуры, кровообращения в теле человека. Для Г. Зиммеля общество — это «комплекс обобществленных индивидов», сумма тех форм отношений, в силу которых из индивидов возникает общество. Ф. Знанецкий. Дж. Мид, Ч. Кули и Г. Гарфинкельсосредоточились на анализе природы и форм социального взаимодействия, изучали символы, значения, смыслы, шаблоны, которые возникают в процессе общения людей. Главный их тезис: совокупность взаимодействий конституирует общество.
В середине XX в. американский социолог Р. Миллс предложил понимать общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. У П. Бурдье общество представляет собой совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти.
Творец глобальной теории общества И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочисленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:
...Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современной социальной науке, чем «общество», и ни одно понятие не используется более автоматически и бездумно, чем «общество», несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства исторической и социальной наук, заставляют нас задать другой вопрос: «Когда и где есть общество?»
«Общества» конкретны. Более того, «общество» — это термин, от которого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной многозначности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в заблуждение противоречивых определений. «Общество» — это термин, использование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению социальной науки в XIX в. Общество — это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство6.
Смелзер Н. Социология // Социологические исследования.1991. № 2. С. 115.
Очерки социальной философии. М.,1994. С. 48.
Валлерштайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества //
Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М, 1998. С. 136-137.
611
Концепция мирового общества внесла новые грани в понимание обще ства. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что настоящее время существует лишь одна-единственная общественная смете ма — наднациональная, мировая. В таком случае Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами. Европа тоже не является обществом Только всеобщая мировая система соответствует понятию «общество»\ В связи с этим некоторые ученые, в том числе Фридрих Тенбрук, предлагают вовсе отказаться от слова «общество», считая его чрезмерно размытым. В отличие от них Н. Луман предлагает сохранить его, но определять общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Для использования понятия общества в расчет принимается только мировое общество в качестве единственной закрытой системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение
телефонная связь, интернет не знают национальных границ. Они объединяют людей в единое общество. В таком случае национальные общества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бедных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах. Однако сторонники нового понимания общества, в том числе Валлерштайн, убеждены, что именно мировое общество производит и воспроизводит социальное неравенство, которое в дальнейшем воспроизводится конкретными странами и обществами. В результате национальная бедность выступает фактом внутренней дифференциации системы мирового общества.
Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, существующими на планете. А если быть верным комм\-никативному подходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле од- ного-единственного общества — мирового. Отечественные ученые пришли к выводу, что общество следует понимать в двух смыслах — широком (философском) и узком (социологическом) В первом случае это отдельно взятое общество, рассматриваемое в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государ-
7 Штихве Р. К генезису мирового общества — инновации и механизмы // Журнал социологии и со циальной антропологии. 1999. Т. II, № 3. С. 67—77.
612
ство). Говорят о советском, корейском, американском или современном российском обществе. При этом указывают на его социально-политические, экономические и культурные особенности. Современное российское общество называют переходным потому, что в нем на смену одному общественно-экономическому укладу — социалистическому приходит другой — капиталистический. Поскольку переход от старого обществу к новому не завершен, общество находится в постоянном движении и росте, переживая вполне естественные для такого процесса болезни, противоречия и дисфункции, то его именуют не стабильным, а транзитивным, т.е. переходным.
В широком смысле об обществе говорят философы и социологи, но подразумевают несколько различающиеся вещи. В широком философском смысле общество обозначает любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам. В этом смысле общество — это конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.
В широком социологическом смысле общество — это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. О противоположении природе речи здесь не идет. Под мировым сообществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения. В узком социологическом смысле под обществом понимают сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты. В этом узком смысле общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество, японское общество и т.д.). Общество может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское общество, благотворительное общество, спортивное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности. Иногда социологи заменяют «общество» термином «социум».
Наконец, общество нередко подменяют другим понятием — общность. Общность — это коллектив людей, занятых в одном процессе производства и (или) потребления благ, а также множество партнеров по хозяйственным связям. В нее обязательно включаются нехозяйствующие индивиды, прежде всего дети и старики. Правда, и с понятием «общность» возникает немало трудностей. В конечном итоге оно оказывается столь же широким и размытым, как и категория «общество». Действительно, мы говорим о духовной общности живущих людей и их предков, стало быть, незримо включаем все умершие поколения в единую общность. Наши предки, близкие и дальние,
613
входят в общность в той мере, в какой решения реально существующих и дивидов определяются фактом их, предков, существования в прошлом И тория страны определяет ее настоящее, прошлые достижения в науке и к\п туре определяют будущие завоевания и успехи. Наше мировоззрение, взп ды, традиции в значительной степени определены нашими предками. Стал быть, они активно участвуют во всех делах своих потомков. Таким обрахн° общность представляет совокупность людей (например, семья, община н-род, страна, человеческий род), объединенных в процессе воспроизводств-своей общественной жизни и прямыми, и косвенными связями. Возможно' что помимо уже несуществующих людей сюда придется включить еще несу шествующих, т.е. будущие поколения, ради которых возводится настоящее строятся заводы и фабрики, гидростанции и мосты. Траектория жизни предстоящих поколений задана теми решениями, которые принимаются в настоящее время. В итоге мы получаем общность людей как единство трех реальностей: прошлую общность людей, настоящую, или актуальную, общность и будущую общность.
Итак, общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, связанных общностью происхождения, положения, интересов и целей.
Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений.
Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций. Религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.
Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие термины, употребляемые в этой дисциплине, пришло из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, общество может обозначать особое клубное сообщество (вроде «Общества охотников»), группу людей, обладающих высоким престижем и привилегиями (типа «высшее общество» или «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).
Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями «культура», используемым антропологами, «национальное государство», употрео-ляемым политологами, и «нация», применяемым в этнографии. Однако между ними и термином «общество» есть существенные различия, и их надо учитывать социологу. Так, «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль. В таком случае речь идет об общности релши-
614
озного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланизийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество8. Нация полностью не совпадаете обществом, поскольку многие страны объединяют несколько наций, являются многонациональными, и у каждой нации есть собственная культура, а возможно, и свой тип общества.
В связи с этим в зарубежной литературе утвердилась традиция единственного и множественного числа в употреблении термина «общество». «Общество» в единственном числе — это собирательный образ человеческих обществ, существовавших в разные эпохи и в разных странах. Общество вообще — это вневременная и общечеловеческая категория, больше того, — это общесистемное понятие, поскольку применимо не только к людям, в связи с чем говорят об обществе животных. Общество вообще — скорее предмет теоретических рассуждений.
В повседневной научной практике социологи имеют дело с конкретными обществами — российским, японским или перуанским. К примеру, изучая современное американское общество, социологи обращают внимание на национальные меньшинства, религиозные верования людей, бедных и богатых, города, заводы и фабрики, тюрьмы и школы. Порознь или вместе они поддаются эмпирическому изучению. Обобщив конкретные результаты, социолог получает целостную или частичную картину жизни американского общества, его отличие, скажем, от российского.
Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий9. Слово «широкий» в данном контексте
трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного вуза»). Два человека, разговаривающих на углу улицы, вряд ли составят «общество», но трое других, кого выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут таковым. Дело в том, что социальное начало зарождается, во-первых, в малой группе, состоящей из трех, а не из двух человек, ибо лишь в триаде один из участников выполняет опосредующую межличностные отношения функцию, превращая их в общественные; во-вторых, в экстремальных условиях, когда путешественники, выброшенные на необитаемый остров, полагаясьлишь на самих себя, начинают воспроизводить всю систему социальных отношений: иерархию, властные отношения, социальный контроль, совокупность норм и обычаев и т.д.
9 Смелзер Н. Указ. соч. С. 86.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. '•С. Батыгина. М., 1996. С. 32.
615
В 1 томе мы говорили, что у нас социальные качества возникают благо-щ ря тому, что люди живут в обществе по определенным правилам, взаимотеи ствуют друг с другом и верят в одни и те же идеалы. Если человек всю жи JHI наподобие Маугли, провел вне общества, то у него не появятся такие каче' ства, как дисциплинированность, квалификация или политические убеж-р ния, умение ладить с соседями, самопожертвование, деловая хватка и т.п н когда Робинзон, до 30 лет проживший в цивилизованной Англии, попа i н > необитаемый остров и был отлучен от общества, все его социальные привычки сохранились и на новом месте он жил по английским обычаям. Он как бы перенес общество, но в уменьшенном объеме туда, где нет людей п гте вроде бы нет надобности соблюдать этикет и правила приличия. Тем не менее, как об этом повествует старинная британская притча, мы повсюду носим свое общество с собой. Случилось так, рассказывается в этой притче, что после кораблекрушения английский джентльмен оказался один на необитаемом острове. Здесь он прожил много лет, пока случайно его не обнаружили несколько соотечественников, проплывавших мимо на двухмачтовом паруснике. Они поинтересовались, как ему удалось выжить в одиночестве, и очень удивились, увидев на острове три хижины.
«— Почему у вас на острове три хижины, неужели здесь есть кто-то еще?
— Нет, конечно, многие годы я живу в полном одиночестве. Именно поэтому я построил не одну, а три хижины. Одна из них — мой собственный дом. Видите, он даже огорожен, ибо это — частное владение. Вторая хижина — клуб, который я посещаю по четвергам. Так я поступал на родине. Третья хижина — тоже клуб, который я игнорирую все дни недели. Именно так я вел себя в Англии, именно так я вел себя и здесь».
Общество — это не только то, что вокруг нас, общество — это еще и то. что внутри нас. Таким образом, понятие «общество» нельзя измерять только количественными признаками. И в этом Питер Бергер, автор одного из самых популярных учебников социологии в мире «Приглашение к социологии», абсолютно прав. Кому-то общество предоставляется гигантским механизмом, в котором индивид превращается в маленький винтик. Для Бергера «общество представляет собой сеть социальных ролей»10.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Научное и обыденное понимание общества» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Пароніми
Визначення грошових потоків з неопрацьованих первин-них даних
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
Склад – найменша вимовна одиниця


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 2541 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП