Этногенез — исторический промежуток жизни народа — характеризуется, как и у человеческого организма, набором и сбросом жизненной энергии. Каждый народ когда-то рождается, растет и набирается сил, достигает своего апогея, а затем увядает и гибнет. Но до тех пор он полон энергии и жизненных сил. В человеческом организме биение жизни обеспечивают эритроциты (от греч. erythros — красный и kytos — вместилище, клетка) — безъядерные клетки крови в замкнутой кровеносной системе, содержащие гемоглобин (их называют еще красными кровяными тельцами). Они жизненно необходимы нашему организму, поскольку переносят кислород от легких к тканям тела, а от них к легким — углекислый газ. В теории Гумилева функцию эритроцитов выполняет особая социальная группа — пассионарии (от лат. passio — страсть). К пассионариям Гумилев относит конкистадоров, землепроходцев, поэтов, полководцев. Пассионарии — сверхактивные индивиды, обладающие избытком энергии, благодаря которой они способны творить чудеса. Волевые и отважные, они готовы всем пожертвовать во имя своих идеалов и высоких целей. Пассионарий первым берет в руки оружие, когда на страну нападает враг, ищет боя, но с не меньшим пылом он совершает научные открытия, пишет книги, хранит и распространяет веру. Кроме них российский ученый выделял еще две категории — субпассионарии и гармонические личности. Если пассионарии в биологическом и социальном смысле сверхактивны, то их антиподы — субпассионарии — сверхпассивны. Часто они становятся жертвой «активистов», если те отрицательно заряжены. У гармонических личностей активности и пассивности поровну. Из них состоит большинство населения любой страны, если она не переживает каких-то катастроф, революций и прочих потрясений. В обществе, переживающем стационарную фазу развития, три категории Гумилева подчиняются закону нормального распределения (рис. 33). Пассионарии и субпассионарии — чрезмерно активные и чрезмерно пассивные категории населения — в стабильном обществе составляют статистическое меньшинство — по 15%. Середину статистического континуума, подчиняющегося закону больших чисел, составляют индивиды, у которых обе крайности соединяются таким образом, что уравновешивают друг друга. Согласно Гумилеву, пассионарный импульс математически может выступать количественной мерой, на основании которой можно построить типологию пассионариев, «гармоничников» и субпассионариев, т.е. «правомочно классифицировать особей: на пассионариев (Р > 1), гармоничных (Р = 0 й субпассионариев (Р< 1). У гармонических личностей импульсы пассионар-ности и инстинкта самосохранения уравновешиваются»24. Таким образом, если за единицу принимается «импульс инстинкта самосохранения», то пассионарии получают коэффициент пассионарности Р > 1, «гармоничники» Р ~ ' и субпассионарии Р< 1 (табл. 1). Если «гармоничников» поместить в начало системы координат как центрообразующее начало, то их пассионарный импульс 24 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 327, 282. 550 будет равен 0; соответственно пассионарии будут обладать положительным потенциалом (+), а субпассионарии — отрицательным (—). Таблица 1 Распределение пассионарных импульсов в теории Гумилева
Рис. 33. Нормальное распределение пассионарных категорий населения в стационарном обществе
Пассионарии «Гармоничники» Субпассионарии Р> 1 Р=1 Р<1 + 0 - В зависимости от ситуации «гармоничники» готовы стать то сторонниками пассионариев, то сочувствующими субпассионариям. Пассионарии — это лидеры, активисты, вожди, которые берут на себя повышенные обязательства и ответственность, выступают с инициативой и передовыми начинаниями, проводят в жизнь какие-либо проекты. Они переносят по телу общества идеи, проекты, принципы, теории, идеологемы. Ведь для общества информация и обмен ею не менее важны, чем обмен крови в организме. Пассионарии — активные творцы истории. Они не могут находиться в покое, они постоянно движутся, заставляя вслед за собой двигаться и всех остальных. Пророк Мухаммед, Александр Невский, Иван Грозный, Жанна д'Арк, Ричард Львиное Сердце, Петр I, В. Ленин и И. Сталин, Наполеон и Александр Македонский, Мао Цзэдун и Пол Пот — яркие представители пассионариев. Среди них нет Л. Брежнева или Николая II, хотя они внесли огромный вклад в развитие российской державы. Можно по долж- 551 ности быть вождем, но не пассионарием. У пассионариев нет должности поэтому они могут принадлежать к любому сословию. У них нет валентно ' ти, поэтому пассионарии не обязаны иметь только положительную доминан" ту. Они творят как добро, так и зло. Субпассионариев Гумилев характеризует как людей с отрицательной пае сионарностью. «Их поступками управляют импульсы, вектор которых про" тивоположен пассионарному напряжению»25. Они не занимаются произво дительным трудом, т.е. ведут себя как социальные паразиты, существуя за счет других представителей этноса. К ним относятся бродяги, профессиональные солдаты-наемники (ландскнехты), разбойники, нищие, бомжи босяки, люмпен-пролетарии, чернь, преступники — от мелких воришек до рядовых членов банд и иных преступных сообществ, и прочие отбросы общества. Ихжертвами становятся носители нулевой пассионарное™ («гармо-ничники»), т.е. основная масса населения. Обычно субпассионарии скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков26. Самой благоприятной социальной средой для них выступает не социальная организация, скажем предприятие, банк, школа или поликлиника, где надо дисциплинированно и кропотливо трудиться, а толпа, сборище, тусовка, где можно стать незаметным, расслабиться, предаться наслаждениям. Сборища футбольных фанатов — пример такой среды. В толпе или группе, находясь в состоянии аффекта, алкогольного или наркотического опьянения, они способны на вандализм, разбой и убийство. Здесь они становятся анонимными, у них появляется возможность переложить ответственность на ситуацию или группу. В периоды смут субпассионарии часто образуют банды, промышляющие разбоем, во главе которых находятся пассионарии с негативным, разрушительным, вектором (вожаки, главари, мафиози и прочие руководители преступных групп и организаций). По мнению С. Рубина27, в триаде пассионарии—«гармоничники»-субпас-сионарии возможны как прямые, так и обратные переходы. Пассионарий может превратиться в субпассионария в силу объективных (полученная на производстве или в быту инвалидность, безработица и вытекающее из нее нищенство) и субъективных (упадок духа и проистекающее из него пьянство. что нередко наблюдается у художников, поэтов и вообще творческих людей) обстоятельств. Пассионарий, занимающий высокую государственную должность, может организовать преступную группу, т.е. стать антипассионарием. С достижением преклонного возраста любой пассионарий становится «гармо-ничником», а затем субпассионарием. Возможны и обратные трансформации. Бывший «вор в законе», т.е. антипассионарий, может стать преуспевающим предпринимателем или депутатом парламента, т.е. превратиться в пассионария. Большевики, бывшие при царском режиме антипассионариями, после Октябрьской революции 1917 г. стали пассионариями. И наоборот, в анти пас- 25 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 284, 285. 26 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд. 27 Там же. 552 сионариев превратились те, кто до захвата власти большевиками были пассионариями — политическая элита, дворянство, крупная буржуазия. Интересно спроецировать концепцию этногенеза Гумилева, в том ее разделе, который касается пассионариев, на иерархическую теорию потребностей крупного американского социального психолога А. Маслоу (кстати, русского по происхождению — его родители эмигрировали из Одессы в начале XX в.). Напомним, порядок потребностей Маслоу назвал иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии от низших (материальных) до высших (духовных): I. Физиологические, витальные, потребности — в сексе, пище, дыхании,физических движениях, одежде, жилище, отдыхе. II. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности существования, как бы распадаются на два разряда — физические и экономические. Физическая безопасность — это, например, потребностьв сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизньючеловека. Выражаясь более широко, т.е. экзистенциально, речь идет обуверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном порядке, стремлении избежатьнесправедливого обращения. Экономические потребности обретаютсяв сфере труда: гарантия занятости, страхование от несчастных случаев,желание иметь постоянные средства существования (заработок). III. Социальные потребности проистекают из нашей коллективной природы — мы хотим дружбы и привязанности, принадлежности к группе, желаем общения, участвовать в формальной или неформальной организации, заботиться о другом и испытывать внимание к себе, помогать близким. IV. Престижные потребности сводятся к уважению со стороны «значимых других», служебному росту, достижению статуса, престижа, независимости, признания и высокой оценки; их еще называют потребностями в оценке или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя. V. Духовные потребности — в самовыражении через творчество, это потребность реализовать все, на что способен человек. Субпассионарии ориентированы на так называемые первичные, или биологические, потребности — в еде, жилье, одежде и т.п. Уровень социальных притязаний низшего класса, который в основном и состоит из субпассионариев, невысок. «Гармоничники», составляющие средний класс, ориентированы на социальные и престижные потребности, т.е. они нуждаются в хорошо оплачиваемой и престижной работе, дружбе и привязанности, принадлежности к группе, участии в принятии управленческих решений. Кроме того, они ориентированы на карьеру или свой бизнес, профессиональный рост и приобретение модных вещей. Круг интересов и ценностных ориентации пассионариев сосредоточен преимущественно на высших, духовных потребностях — они заключаются в самовыражении. По мнению В.Л. Махнача, численность пассионариев в этносе не достигает 1%, а субпассионариев — не более 2—3% (и те, и другие составляют в этносе явное меньшинство)28. «Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, они «интеллектуально полноценны, работоспо- Махнач В.Л. Основы этнологии. 553 собны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорани другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жепт ву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионап ности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится вне шний враг»29.
Рис. 34. Связь теорий Гумилева и Маслоу Применение теории Маслоу к учению Гумилева (рис. 34), на наш взгляд, позволяет расширить его познавательные возможности и включить его в более широкую структуру гуманитарного знания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПАССИОНАРИИ, «ГАРМОНИЧНИКИ» И СУБПАССИОНАРИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»