Основным в теории Гумилева выступает понятие этноса — устойчивого, естественно сложившегося коллектива людей, существующего как энергетическая система (структура) и противопоставляющего себя всем другим аналогичным коллективам. Пространство этноса неоднородно, поэтому внутри любого этноса легко выделяются субэтносы — большие группы людей, обладающие резкими поведенческими отличиями. Среди русских это поморы, старообрядцы, сибиряки (чалдоны), казаки, столичные интеллигенты и т.п. Все они искренне называют себя русскими, но столь же искренне отмечают различия между собой. Сходные по основным признакам индивиды притягиваются, образуя субэтносы, а на их основе этносы. Точно так же притягиваются похожие этносы, создавая огромные этнические коалиции — суперэтносы (рис. 30), которые в истории обычно именуются культурами, цивилизациями, мирами. Таковы, например, «исламский мир» и «западная цивилизация»15. Именно в рамках суперэтнического единства и происходит, по Гумилеву, развитие культурных форм, которые служат внешним индикатором, отделяющим один суперэтнос от другого. Этнос — существующая исторически длительное время совокупность популяций (субэтносов), отличающаяся от других субэтносов не только культурными, но и генетическими признаками. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 522. 545
Высший уровень концентрации этнических сил суперэтнос, состоящий из множества этносов, и поэтому приравненный Гумилевым к цивилизации (западная цивилизация), цементируется в культурное и пространственное Рис. 30. Иерархия этносов у Гумилева единство этнической доминантой — системой политических, идеологических или религиозных ценностей. Такие системы носят глобальный и далее несоединимый характер. Различия между разными цивилизационными доминантами слишком велики, чтобы позволить дальнейшую концентрацию. Западная и восточные цивилизационные общности вряд ли когда-либо объединятся на основе общих ценностей. Суперэтнос — это высший и предельный уровень в этнической иерархии. Так, французский суперэтнос включает в себя собственно французов, бретонских кельтов и провансальцев (окси-танцев) — самостоятельный этнос романской группы. В российский суперэтнос входят русские, татары, удмурты, дагестанцы, осетины, буряты, ненцы и другие этносы. Понятно, что во французском суперэтносе государ-ствообразующим этносом являются северные французы, а в российском — русские. Этнос является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Гумилев определил его как биофизическую реальность. При этом прослеживается такая закономерность: чем мельче этническая единица, тем сильнее должна чувствоваться власть биологии, чем она крупнее, тем мощнее воздействует другое начало — культурное. В итоге мы получаем иерархию этносов и вектор культурного влияния на них (рис. 31). Максимум культурного воздействия должен оказаться в верхней части иерархии — на уровне суперэтноса. Именно здесь формируются цивилизации, их фундаментом выступает культура, а не биология. Напротив, на низшем уровне — уровне субэтносов, т.е. региональных вариаций этноса, должно сильнее чувствоваться биологическое начало. Если это так, то в учении Гумилева нет гипертрофирования биологического начала и умаления социокультурного, как это принято думать. Оба они играют одинаково важную роль в его теории, хотя на разных стадиях этногенеза, в разные моменты истории и на разных уровнях научного анализа их роль неравная. Чем выше уровень в этнической иерархии, тем заметнее роль социокультурной доминанты и слабее роль биологической составляющей. Прогрессирующие социальные отношения размывают этническую организацию, делая 546 людей цивилизованными, т.е. похожими друг на друга, независимо от первоначальной этнической принадлежности16. Чем ниже уровень, тем больше этнических единиц располагается на этом этаже, и наоборот. Поэтому субэтносов на планете несколько тысяч, этносов — несколько сотен, суперэтносов — несколько единиц. На уровне суперэтносов формируется новое культурное явление — мен-тальность. Она представляет собой совокупность культурных канонов, политических и хозяйственных норм, мировоззренческих установок, прини-
Рис. 31. Вектор воздействия культурного фактора маемых большинством членов суперэтноса как естественные и единственно возможные17. Поэтому суперэтнос предстает прежде всего как идейно-религиозная и культурная целостность. Отдельные элементы ментальное™ меняются по ходу этногенеза, но ее ключевые составляющие остаются неизменными на всем протяжении жизни суперэтноса. Субэтносы соединяются в единый этнос как мирным, так и военным путем, например захватом одного государства или племени другим. Поэтому на уровне этноса следует говорить о политических, а не культурных и ментальных скрепах, объединяющих этнические элементы в единое целое. Примером выступает бывший СССР, где политический союз «навеки сковал» более 100 очень разных и непохожих субэтносов. Когда СССР распался, на его месте оказалось 15 независимых государств. Это говорит о том, что уровень этнического объединения был неправильным. Либо советский народ не являлся народом, т.е. этносом, поскольку под своим крылом объединял 15 этносов (грузин, литовцев, таджиков и др.), либо советский народ был не этносом, а суперэтносом, но тогда к нему может применяться лишь понятие цивилизации. Но и в этом случае о едином советском народе говорить нельзя. Этносы внутри суперэтнической целостности, считает С. Рубин, не обязательно составляют органическое целое. Между ними часто «происходят военные столкновения за гегемонию в суперэтносе, которая в результате этих столкновений переходит от одного этноса к другому. Однако конфликты между этносами, составляющими суперэтнос, обычно имеют характер борьбы за преобладание, а не войны на полное истребление противника, причем эти конфликты не исключают экономического, политического и идеологического общения внутри суперэтноса. Иначе говоря, этносы, входящие в один суперэтнос, комплементарны (взаимодополняемые) между собой в гораздо большей степени, чем этносы, относящиеся к другому суперэтносу»18. Ком- 'УЦА.К. Глобальная этносоциология: Учеб. пособие. Омск, 1997. Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд. 547 плементарность может быть весьма кратковременной по историческим \1екам. Все великие империи прошлого и настоящего в конце концов распад,,будучи побеждены не внешним врагом, а внутренним — разнонаправлен» Ь"стью этнических векторов. 0~ Этносы различаются рядом признаков, в том числе передаваемым из п коления в поколение набором стереотипов поведения, со временем превп-вдающихся в традиции. Три фактора — географическая среда (привычн/'" ландшафт и система хозяйства), культурная традиция (совокупность ф01 ' человеческой искусственной деятельности), этническое окружение (взаимо' отношение с соседями, сложившиеся исторически) — формируют то, что Гумилев назвал стереотипом поведения этноса, отличающим один этнос от другого19. Не только этносы, но и составляющие их индивиды отличаются друг от друга множеством черт. Гумилев считал, что резкие изменения стереотипа поведения вызываются массовыми мутациями, так называемыми пассионарными толчками. Условия природного ландшафта, в пределах которого приходится жить и хозяйствовать членам этнического коллектива, определяют тип их хозяйственной деятельности. Таким образом, окружающая этно-ландшафтная среда определяет неповторимый облик каждого этноса20. На уровне суперэтноса, объединяющего несколько соседних этносов, впервые появляется ментальность (особенности психического склада и мировоззрения) членов этноса. Небольшие таксоны, составляющие тело этноса, называются субэтносами. Практически единственная их функция — осваивать свою ландшафтную нишу, привечая своих и отпугивая чужих (взаимная комплементарность), бороться и выживать, засеивать, застраивать и переделывать окружающую среду. Субъектами истории являются их «старшие братья» — этносы и суперэтносы. Чем больше численность субэтноса, тем крепче его биологическое и социальное здоровье. А чем больше и разнообразнее субэтносы, тем устойчивее и живуче этнос. Рост числа субэтносов в этносе характеризует начальную фазу этногенеза, сокращение — конец. Помимо трех главных элементов — субэтноса, этноса и суперэтноса — Гумилев выделял еще два: консорции и конвиксии. Они расположены ниже нижнего уровня и включаются в субэтнос. Гумилев определяет их так21: конвиксия — группа особей с однохарактерным бытом и семейными связями, низший таксон этнической иерархии; консорция — группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно, на короткое время. Консорции и конвиксии объединяют людей по более частным, чем у этноса, признакам. Подобные группы не столь живучи, как этнос, — они возникают и распадаются, иногда враждуют между собой, но при этом не теряют ощущения единства этноса (пока последний существует)22. К консории-ям относятся кружки, артели, секты и др. Если они сохраняются на 18 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд. 19 Анализируя феномен стереотипа поведения социальной группы, П. Сорокин пришел к вывоД>-||Тэтот стереотип (шаблон) поведения в значительной мере соответствует стереотипу наиболее в.птельных социальных слоев, входящих в эту группу. 20 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд. 21 Гумилев Л. Н. Толковый словарь понятий и терминов// Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая С теМ., 2002. 548 протяжении жизни нескольких поколений, то превращаются в конвиксии. Последние существуют в любом социуме. Можно рассматривать конвиксию купцов, ведущих восточную торговлю, конвиксию офицеров германского генштаба, конвиксию бомжей Курского вокзала. А консорцией могут быть,
Рис. 32. Конвиксия — низший таксон этнической иерархии например, члены тоталитарной, жестко закрытой секты, хотя справедливо и то, что любая великая религия тоже начинается с консорции23. И этносы, и коллективные стереотипы (традиции) должны находиться в постоянном движении: одни мигрировать и развиваться, другие модифицироваться. В противном случае наступят застой и коллапс. У динамичного этноса молодое поколение не похоже на прежнее, и в этносе возникает проблема «отцов и детей». В этносе, находящемся в статическом состоянии — гомеостазе, новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествующего, т.е. стереотип поведения не меняется. Такой этнос, в котором процесс этногенеза затух, Гумилев называет изолятом, реликтом или персистен-том (пережившим себя). Более динамичные этносы агрессивны, революционны либо инновационны. Они выживают в любых условиях, а потому им не страшна конкуренция или нападение: они всегда способны уйти из-под удара, быстро перестроиться, восстановиться. Напротив, статичные этносы, находящиеся в состоянии гомеостаза, легко могут стать жертвой агрессии, геноцида, стихийного бедствия или ассимилироваться другими этносами. Таким образом, этносы, как и живые организмы, находятся в постоянном поле сил, сопутствующих или противоборствующих им, препятствующих или помогающих развитию. В связи с этим Гумилев ввел понятие этнического поля. К нему прибегали в свое время, например, К. Левин, П. Бурдье и др. Этнические поля, подобно другим видам полей, имеют определенный ритм колебаний. Совпадение последних у разных народов сближает их, столкновение с носителями другого ритма вызывает ощущение отчуждения и агрессии. Коваленко МИ. Учение Л.Н. Гумилева и пути развития России. — http://www.hrinstitute.ru/ea23.html. Махнач В.Л. Основы этнологии. Историко-культурное введение в политологию. — http:// www.archipelag.ru/text/172.htm.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУБЭТНОСЫ, ЭТНОСЫ И СУПЕРЭТНОСЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»