ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ПРОЕКЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА
В течение 60-летнего творческого пути Поппер защищал идеал «открытой» (для критики и новизны) философии. Две свои книги он озаглавил «Открытое общество», «Открытая Вселенная». Сам он тоже стремился следовать этому идеалу16. Поппер полагал, что разработанные им методы фальсификашю-низма, демаркации теоретического и метафизического, рационального и ир-
13 Поппер К. Указ. соч. С. 221.
14 Цветков А. Карл Поппер и его враги. — http://www.svoboda.org/programs/ad/2002/ad.072302.asp
13 Социальная инженерия — это пошаговое, поэтапное осуществление социальных преобразовании.
Ей противостоит социальное прожектирование, т.е. историцизм, основанный не на фактах и на>ч-
ных теориях, а на гадании и пророчествах. "' Философия науки. Выц.1: Проблемы рациональности. М., 1995. С. 14.
498
рационального универсальны — в равной степени применимы как к области физических, так и области социальных наук. Общества для него — это организации по решению проблем, поэтому их следует оценивать по способности решать эти проблемы, точно также как мы оцениваем работу любого научного сообщества. Пожалуй, он был склонен отождествлять открытое общество с научным или же рационально организованным сообществом.
Идея открытого общества Поппера во многом основывалась на его представлениях о науке. Открытое общество — это общество, которое «высвобождает критические способности человека», в отличие от закрытого или трайбалистского общества «с его подчинением магическим силам». Поппер доказывал, что главное в науке — не то, как мы приходим к нашим теориям, а то, способны ли они и в какой мере способны вызвать критическое обсуждение. Открытое общество способно к публичной критике, закрытое — нет. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства, поскольку проявила себя намного лучше, чем ее конкуренты: здесь смена лидеров и вождей происходит в результате рационального обсуждения, без насилия, осуществляется контроль за правителями со стороны управляемых. Способы демократического контроля — всеобщие выборы и представительская власть. Демократия обеспечивает институциональные рамки реформирования политических институтов, основанного на разумном проектировании новых институтов и регулировании старых17.
Научное знание, как и открытое общество, порожденное им, внутренне несовершенно. Его рост происходит не за счет оправдания авторитетов, а в ходе их критики, пересмотра устоявшихся законов и норм, выдвижения гипотез, которые предлагаются в качестве решений стоящих перед обществом проблем. Открытое общество, как и наука, развивается через утверждение и опровержение — путем постоянных реформ и пересмотра устаревших практик. Прогресс научного знания состоит в последовательной смене одних ложных теорий другими, тоже ложными, но более близкими к истине. Это критически опровергающий, а не позитивно утверждающий процесс. Ни в современной науке, ни в открытом обществе не должно быть ничего данного априори раз и навсегда. В обществе, в науке и природе происходит естественный отбор, полагал Поппер, который в конечном итоге отбирает наилучшие образцы, вынуждая пересматривать стратегию поведения, учиться на ошибках, пробовать и исправляться, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Между собой конкурируют научные теории, животные и общества. Каждый экземпляр — научный, биологический или социальный — всего лишь «теория об окружении», «структура-ожидание» или «заявка на выживаемость». Все они эволюционируют приблизительно одинаково — через пробные мутации, отбор наиболее приспособленных из них путем «элиминации ошибок»18.
Скорость развития науки и научных знаний на каждом следующем витке эволюции удваивается и утраивается. Общество уже не в силах противостоять валу научных открытий и покорно уступает им (уже начали клонировать
Поппер К. Указ. соч. С. 164-167. Философия науки. С. 24.
499
человека). Поппер, живший за 50 лет до начала компьютерной эры, не мог помыслить, что его прогнозы относительно скорого наступления абстракт ного общества так быстро сбудутся. Только причиной нашего приближени" к нему оказался не растянувшийся на тысячелетия переход от закрытого об* щества к открытому, а случившийся совсем недавно взрыв научно-техничес" кого прогресса. Наука подарила нам Интернет и виртуальную реальность которой мы можем общаться друге другом, оставаясь незнакомыми, анонимными и непроницаемыми друг для друга. Симулякр — выдуманная реальность, принимаемая за настоящую, правит нашим абстрактным обществом Народившееся абстрактное общество, цифровой мир, «электронное правительство», глобальная деревня и виртуальные магазины — это уже не наше
будущее, а наше настоящее. Открытое общество, ставшее возможным только благодаря тому, что однажды в человеке проснулась Личность, теперь ее уничтожает, превращаясь в обезличенное, а стало быть, абстрактное общество. Здесь стоит вспомнить поразительный афоризм Фукуямы: «Конец истории печален». На безжизненной планете останутся только роботы, построившие совершенное, как утопия,общество на платформах искусственного интеллекта.
Глобализм — доктрина распространения либеральных свобод не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество — оказался очень созвуч ным попперовскому идеалу открытого общества, правда, переживающего эпоху вхождения в абстрактную фазу. Только непонятно, что это: конец или все же начало истории? Если тинэй-джер верит в виртуальных рейнджеров, образ которых создает цифровая программа и которым в материальной реальности ничего не соответствует, то чем он лучше первобытного человека, веровавшего в силу магии, колдовства и населявшего реальность умершими духами, которым в материальном мире также ничего не соответствовало? Человечество начало свой путь с выдуманной реальности и ее власти над нашим сознанием, ими же оно его, похоже. и заканчивает. Во всяком случае, сегодня.
Уместно вспомнить учение о трех мирах Поппера. Он утверждал о равноправном существовании физического мира, человеческого сознания и идеального мира культуры. Все три мира онтологичны совершенно одинаково, они одинаково сильно влияют на нас, мы одинаково сильно верим им. С первым миром вроде бы все понятно — он материален. А как быть с двумя другими? Но Поппер наделяет их равным правом на жизнь. Большинство ученых ныне признают правильность таких воззрений. Но тогда придется признать и то, что реальность абстрактного общества Поппер обосноват не только в своих социологических трудах, но и в логико-методологических. А это уже гораздо серьезнее.
500
Тем не менее пугаться кошмаров абстрактного мира еще рано. Открытое, закрытое и абстрактное общество — всего лишь теоретические конструкции, а в реальном обществе, каким бы развитым или отсталым они ни было, всегда можно обнаружить элементы авторитарности, воплощающей закрытое общество, и демократии, служащей опознавательным знаком открытого общества. Черты абстрактного общества — мобильные телефоны и спутниковые антенны — можно встретить в племенном по своей природе обществе (Афганистан, Чечня). Все перемешано на территории даже одной страны, все борется и сопротивляется друг другу. Следовательно, коллективного восшествия в мир виртуальной реальности не будет. Страны развиваются с неодинаковой скоростью и борются за жизненное пространство с разной силой и успехом.
Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональная форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм множество. Это может быть президентская, парламентская демократия или демократия на основе референдумов, гражданское общество, основанное на инициативе индивидов или местных общин, даже религиозных организаций и т.д. Противопоставив открытому обществу закрытое, Поппер никогда не отождествлял открытое общество с какой-либо политической или экономической системой. Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, а множество путей развития, и люди, совершающие прогресс и воплощающие реформы, вправе совершать ошибки, не жертвуя своей жизнью. Но они обязаны нести также ответственность за свои действия перед законом, исправляя допущенные неправильности. Враги открытого общества исключали возможность проб, не говоря уже об ошибках, и вместо этого выстраивали соблазнительный мираж счастливой страны, не знающей конфликтов и перемен.
Подобно тому, как в замкнутом помещении или сосуде все функционирует по замкнутому кругу, так и в закрытом обществе действует нечто, напоминающее самонаводящуюся индукцию (мы прибегли к этому понятию для прояснения смысла, но ни Бергсон, ни Поппер им не пользовались). Закрытость общества порождает механизмы передачи всевозможных слухов и страхов, со временем превращаясь в их жертву — враждебное или настороженное отношение ко всем другим обществам приводит к его самоизоляции и ступору. Прогресс замедляется, собственных ресурсов для скачка вперед не хватает, начинаются процессы разложения.
Эволюция однажды уже отвергла механизмы эндогамии — браков между членами только своего племени. Кровосмешение между близкородственными особями приводит к неминуемой деградации — биологической, а затем и социальной. Переход от эндогамии к экзогамии, от близкородственных браков к бракам между неродственными индивидами, а также запрет инцеста сильно продвинули вперед человечество. Точно так же и переход от закрытого общества к открытому являет собой несомненный прогресс, в чем был убежден Поппер.
В открытом обществе мирно сосуществуют разные течения, движения, культуры и системы. Они обмениваются информацией и идеями, постоянно конфликтуют и мирятся, уживаясь «под одной крышей». Степень разнообразия мультикультурного общества на порядок выше, поэтому у него выше
501
и степень адаптивности к среде. В открытом обществе нет жестких баоьпрепятствующих перемещениям людей вертикально (мобильность) и ^°В'зонтально (миграция). Стало быть, его можно считать открытым как П°РИ'циологическим, так и по политологическим критериям. Со~
Дихотомия открытого и закрытого общества Бергсона и Поппера на
взгляд, продолжает социологическую традицию противопоставления пот^ ных типов социальных систем, начатую Ф. Теннисом с его Gemeinsch fP~ Gesellschaft(общиной и обществом) и развитую Э. Дюркгеймом в его конце " ции органической и механической солидарности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОЕКЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНИЙ КУРС
Змінні грошові потоки
Організація готівкових грошових розрахунків
Правила вживання апострофа
АО "МММ" Історія, наслідки та реклама


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП