К первичным формам общности Теннис относит родство, соседство и дружбу. Он полагал, что наличие общности можно констатировать там, «где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу». Положительные отношения — это эмоциональные, добросердечные и дружественные связи между людьми. Без них невозможно существование общности в целом и семьи в частности. Вслед за А. Шопенгауэром Теннис придавал огромное значение роли чувств в социальной жизни, а особенно симпатии, считая ее уникальной силой, способной сплачивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественная и социальная одновременно. Симпатия между людьми возникает при наличии общих интересов. В первичной общности главную роль играют эмоциональные отношения: матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Это своего рола фундаментальные, или базовые, взаимоотношения, которые завершаются отношением отца к детям. Такова пирамида семейно-родственных отношений в первичной ячейке человеческого общества, как принято сегодня называть семью. Наряду с кровным родством к общинным связям относятся соседство и дружба. В противоположность общине для общества характерна «механическая» связь отношений индивидов, построенных на рациональном расчете Здесь царят целерациональная воля и произвол. Напротив, в общине воля индивидов бывает разумной, но не рациональной. Общность и община — это воплощение живой связи людей, естественно возникающих отношений. Напротив, общество символизирует механический артефакт или социальную конструкцию. В общине торжествует согласие как глубинный уровень единения людей, а в обществе — соглашение, юридическое, торговое, общественное. Первичный тип солидарности. присущий семье, базируется на близости, доверии, глубине чувств, готовности прийти на помощь. Биологической основой здесь выступает инстинкт, который наиболее ярко присутствует в отношении матери к ребенку. Единство воли в структуре семейных отношений определяется инстинктом (значение которого оценивается довольно сдержанно), привычкой и памятью о взаимно доставленных радостях, т.е. так или иначе опосредовано ментальными, а не только телесными характеристиками22. 22 Филиппов А.Ф. Указ. соч. С. 316. 460 Место жительства первичной общности, прежде всего семьи — кровнородственной ячейки — дом. Дом может рассматриваться как единичный (изолированный), причем в нем выделяются три слоя: хозяин и его жена или жены, их потомство, а также как внешний круг — слуги и рабы. Дом может быть также деревенским: соседство характерно для жизни в деревне (селении — Dorf). По аналогии с домом, где имеются господин и слуги, может оформляться и отношение домов, если речь идет о клане — «семье до семьи» и «деревне до деревни». Дом главы клана и господский двор находятся в центре селения или возвышаются над ним (Burg)2i-
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Семья и дом» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»