Начало капиталистической эры Маркс относил к XVI в. Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, при феодализме составлявших неотъемлемый элемент натурального хозяйства. Генезис капитализма Маркс исследовал на примере Англии — родины промышленной революции, мастерской мира, как называли ее в XIX в. Здесь особо развивалась крупная промышленность, основанная на машинном производстве. Крестьянская семья сама добывала необходимое сырье, которое затем перерабатывала в готовые продукты (пищу, одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственную утварь) и потребляла. В результате огораживания, когда феодалы сгоняли крестьян со своих земель и огораживали их заборами, рвами (конец XV — начала XIX в.), мелкие крестьяне разоряются и массово мигрируют из деревни в город. На смену им приходит крупный фермер, который превращает в товар то, что раньше служило жизненными средствами для миллионов людей, — землю. Уничтожение старого, домашнего и вместе с тем домашинного типа сельского хозяйства расчищает путь для новых форм организации труда как на селе, так и в городе. Среди основных характеристик капитализма можно назвать: 1) частную собственность на средства производства (она есть у предпринимателей, но ее нет у рабочих); 2) превращение формально свободной рабочей силы через механизм рынка труда в товар, который находится в свободном обращении и оплачивается через механизм заработной платы в денежной форме; 3) возможность для собственника извлекать прибыль из вложенного в производства капитала, безвозмездно присваивать ее на личное потребление или дальнейшее развитие производства; 4) возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в том числе рабочую силу. Капитал, по Марксу, — это частным образом присваиваемое богатство (или стоимость), используемое для производства прибавочной стоимости. В результате капитал можно определить еще и как самовозрастающую стоимость. Это центральная экономическая категория капитализма — накапливаемое богатство, находящее свое воплощение прежде всего в средствах производства, используемых для производства или приобретения новых средств производства. Капиталистическое общество, по Марксу, безнадежно больно. Оно не способно справиться с противоречиями, которое само же и породило. Буржуазия, заинтересованная в постоянном обновлении производства, развивает производительные силы. Но производственные отношения не способны трансформироваться в столь же быстром темпе. Результатом становится социалистическая революция. Ее приближает другое противоречие. Капитализм создает невиданные богатства на одном полюсе — у кучки миллионеров и безобразную нищету на другом — у подавляющей части населения, заполнившей кварталы бедноты. Поэтому революционный взрыв неизбежен. Капитализм (разумеется, классический, поскольку другого во времена Маркса еще не было) означает торжество машинного производства, он исподволь готовит производительные силы, которые вполне созрели для пролетарской революции. Иными словами, капитализм готовит своего могиль- 431 щика — организованный, дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс. Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна, поскольку с прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капи тал стремится к бесконечности, а переменный — к нулю. А это означает, что доля живого труда (труда рабочего) относительно масштабов средств производства должна сокращаться, т.е. численность персонала должна приближаться к нулю, а размеры и эффективность средств труда (зданий, технологии станков и т.п.) будут стремиться к бесконечности (рис. 11). Между тем капитал существует лишь как самовозрастающая стоимость, а самовозрастание стоимости создается живым трудом. Капитализм собственным развитием подрывает основу своего существования. Пролетариат, который самой историей предназначен представлять интересы всего населения, перехватит эстафету у буржуазии, возглавив скачок к следующей исторической эпохе — коммунизму. Он возьмет власть и перестроит все общество. К сожалению, считает Маркс, технический прогресс при капитализме работает в одну сторону, причем совершенно извращенную. Вместо того чтобы использовать мощь науки для повышения уровня жизни рабочих, буржуазия обогащает лишь саму себя, а рабочий класс фи зически и морально деградирует. Растут его пролетаризация (отчуждение от собственности) и пауперизация (обнищание). Маркс не отрицает, что между капиталистами и пролетариатом существует множество промежуточных групп — ремесленники, мелкая буржуазия, торговцы, крестьяне-собственники, но они незначительны, лишены исторической инициативы, политического влияния, а самое главное — новых социальных идей, способных коренным образом изменить положение дел. Жалкая прослойка между двумя полюсами, один из которых становится все богаче, а другой — все беднее, в скором времени так сократится, что станет невидимой, и тогда два антагонистических класса сойдутся в кровавой битве. Если пролетариат, осознав свои классовые интересы, объединится в мощную политическую силу, то, победив буржуазию, он одновременно упразднит старые производственные отношения, а вместе с ними и классы как таковые. В будущем коммунистическом обществе не должно быть господствующего класса, даже рабочего, общество станет бесклассовым. На место вражды, антагонизма, классовых войн, эксплуатации и угнетения придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Таким образом, капитализм — это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в ряду антагонистических формаций. После него наступает эра совсем другого уклада — коммунистического. Он, как и первобытнообщинный, лишен классов, эксплуатации, социального неравенства, угнетения человека, антагонистических отношений. Мировая история как бы завершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но на качественно более 432 высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс, государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа21, его трудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей22. К мысли о необходимости разрушения существующего строя Маркс пришел в 1844— 1848 гг. — в самом начале своей творческой деятельности, когда еще не имел развернутого эмпирического анализа этого строя. Обычно социологи поступают наоборот: сначала ставят диагноз реальности, а затем предлагают рецепт ее изменения. Уже в молодые годы Маркс определился со своим идеологическим выбором — защита классовых интересов пролетариата, низвержение капитализма и построение коммунистического общества. Такого рода целевая заданность, по всей видимости, сказалась на методологии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций. При чтении произведений Маркса не покидает ощущение, что все его построения задумывались с одной-единственной целью — подвести аргументы под необходимость революционного уничтожения капитализма. Но революция — это всегда кровь и миллионы невинных жертв. После этого социализм вряд ли покажется желанной целью. Так, к сожалению, и произошло на одной шестой части суши. Но Маркс писал о мирном и революционном путях перехода от капитализма к социализму. Мирный история отвергла: население капиталистических стран не пожелало добровольно переходить к коммунизму. А революционный путь, экспериментально апробированный в нашей стране, не принес успеха. Капитализм как высшая и последняя из существовавших формаций выступал основным, доминирующим центром научных интересов у Маркса. Другие общественные формации он изучал не сами по себе, а постольку, поскольку сравнение с ними имело значение для исследования капиталистической экономики. Поэтому Маркс сравнивает общее и особенное у всех формаций с единственной целью — более глубоко понять природу капитализма, высветить все его стороны и в итоге показать его историческую обре ченность. Изучение других, предшествующих капитализму, формаций, как и диалектики перехода от одной формации к другой, подчинено у Маркса исследованию капитализма как образующего собственным развитием необходимые предпосылки своего упразднения. Интерес Маркса к изучению докапиталистических формаций был вызван, отмечает В.А. Вазюлин23, не только внутренней логикой исследования капитализма, но и тем обстоятельством, что революционное рабочее движение все более выходило за пределы развитых капиталистических стран Западной Европы, прежде всего совершался переход к новому этапу революционного движения в России. При описании капитализма и социализма у Маркса прослеживается противоречие. Характеризуя капитализм, он пытался дать как можно более кон- 21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 251-253. !2 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 4. С. 336. 447; Т. 20. С. 294-295. Вазюлин В.А. Вопросы теории общественно-экономических формаций в трудах К. Маркса (исторический аспект). — http://ilhs.narod.ru/statll.htm. 433 кретное и строгое определение, напротив, социализм у него расплывчат и туманен. Для капитализма Маркс явно завышал уровень требовательности добиваясь операционального, строго экономического анализа, для социализма он занижал критерии, ограничиваясь абстрактными, причем не экономическими, а чисто социальными критериями. В число признаков развитого капитализма у него входили: особый способ получения прибавочной стоимости, формирование рынка наемного труда, превращение формального подчинения труда капиталу в реальное, диалектика меновой и потребительской стоимости и великое множество других показателей, теоретически очень сложных для понимания неподготовленным читателем. Зато будущее социалистическое общество Маркс описывал с большой любовью — фактически так же, как описывал идеальный капитализм Вебер. Социализм у него — планомерная и рациональная организация общественного труда, в которой ликвидированы непроизводительные затраты и члены общества получают то, что заработали. И специфический «дух социализма» у Маркса тоже присутствует и называется он духом коллективизма. Видимо, описывая современный капитализм и будущий социализм, оба мыслителя исходили из одного методологического приема: идеализация и гипертрофирование одних черт, умаление и аннигиляция других, не подходящих к их модели.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИЯ КАПИТАЛИЗМА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»