Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В социологии принято выделять несколько типологий. Рассмотрим основные подходы, концепции и модели развития общества. Попытки как-то систематизировать ход общественных событий — выделить в них циклически повторяющееся или, напротив, линейно развивающееся — предпринимались человечеством в глубокой древности. В античной философии господствовала идея круговорота в эволюции мира и общества. Индийская религия признавала закон постепенного одухотворения природы, который осуществляется благодаря дыханию Брахмы. Каждый раз после очередной эпохи небытия появляется более совершенная человеческая раса, но она проходит те же четыре юги (эры) развития по нисходящей: от Золотого века, где царствуют Истина, Добро и Красота, к веку железному (Кати-юга), погруженному в Зло, Ложь и Безобразие. Пять исторически сменяющихся поколений — Золотое, Серебряное, Бронзовое, Героическое и Железное, — выделял также греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.). Гераклит считал, что мир в целом и общество время от времени гибнут в мировом пожаре, затем возрождаются в том же виде. Идея исторических циклов не нова. Еще до начала новой эры римский историк Полибий в 171 40-томной «Всеобщей истории» и китайский историк Сыма Нянь в «Исторических записках» рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале новой эры арабский историк аль Бируни, а через 200 лет эту идею развивал Ибн Халдун из Туниса1. Идея нециклической направленности истории впервые сложилась в рамках христианской эсхатологии (от греч. eschatos — последний, конечный). Согласно этому учению, человечество обречено на историю божественным проклятием и сам божественный промысел ведет его через ряд этапов к страшному суду и прекращению земной истории. Видным представителем таких воззрений был Аврелий Августин (IV—V вв.). В эпоху Предпросвещения идею циклов в историческом процессе высказал итальянский историк Джамбаттиста Вико, а немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе «Идеи к философии истории человечества» подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба. Вико считал, что все нации проходят три эпохи. Первая — божественная, когда нет еще государства, а в обществе правят жрецы; вторая — героическая, которую отличает аристократическое государство; третья — человеческая, форма правления — республика или представительная монархия. По завершении данной эпохи нация впадает в смертельный кризис. Однако к концу XVIII в. утверждается идея исторического прогресса в покорении сил природы и нравственном развитии общества. Она опирается на ускоренное развитие производительных сил и общественных отношений в эпоху промышленной революции конца XVIII — начала XIX в. (И. Гердер, 1784, и др.). Эту идею поддержали в XIX в. Г. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс2. В современной науке существуют разные варианты периодизации истории общества. Все зависит от того, какой критерий брать за основу и считать стержнем типологии, например орудия труда, способ производства, тип технологии, образ жизни, хозяйственный уклад, уровень развития культуры или политический режим. В 1962 г. известный антрополог Элман Сервис3 выделил четыре типа, или уровня, социальной и политической организации общества: локальная группа (band), племя (tribe), вождество (chiefdom) и государство {state). Локальная группа — небольшое сообщество собирателей, основанное на родственных отношениях. Племена занимаются неинтенсивным производством пищи (огородничество и скотоводство). У них есть поселения (или родовые группы), но нет управления (централизованной власти) и социальных классов (социально-экономической стратификации). У руководства племени нетеще легитимных средств навязывать свою волю другим в процессе принятия политических решений. Община — форма социально-политической организации, промежуточная между племенем и государством, имеет дифференцированный доступ к средствам и постоянную политическую структуру. Государство — такая форма социально-политической организации, которая 1 См.: Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1999. С. 230-241, 252-261. 2 См.: Философские концепции исторического процесса. — http://mahitec.narod.ru/download.flles/filosofia/fllosofia 12.html. 3 Service E.R. Primitive Social Organization. N.Y., 1962. 172 основывается на централизованном управлении и социально-экономической стратификации.
Можно выбрать не политическое устройство, а, скажем, тип орудий труда—и так поступают историки, археологи, этнографы. У них идет речь об изменении орудий труда, поэтому они различают каменный, бронзовый и железный век. Палеолит (древний каменный век) делится историками наряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3— 1,5 млн лет назад), Ашель (1,5 млн-100 тыс. лет назад), Мустье, или средний палеолит (100—40 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). Мезолит длился от 10 до 8—7 тыс. лет до н.э., неолит — от 8—7 тыс. лет до 5—4 тыс. лет до н.э., энеолит — 4—3 тыс. лет до н.э. Подобный вариант предложил Г. Мортилье в 1869 г. Теперь его периодизация с некоторыми уточнениями считается классической. Согласно ей, различают древний (нижний) палеолит — протолит — с древнейшими культурными ступенями абвильской, ашельской и мустьер-ской и поздний (верхний) палеолит — миолит — с культурными ступенями ориньякской, солютрейской и мадлен-ской4. Все эти ступени различаются способами обработки камня. Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не зная шлифованных каменных орудий и глиняной посуды (керамики). Палеолитические люди занимались охотой и собиранием пищи (растения, моллюски и др.). Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Люди эпохи неолита жили уже в современных климатических условиях и в окружении современного животного и растительного мира. В неолите наряду с оббитыми распространились шлифованные и сверленые каменные орудия, а также глиняная посуда. Неолитические люди наряду с охотой, собирательством, рыболовством начали заниматься примитивным мотыжным земледелием и разводить домашних животных. В качестве критерия можно взять коммуникационные технологии, и тогда мы получим, вслед за М. Маклюэном, нечто вроде культурологической типологии обществ. Историю человечества известный канадский социолог Маршалл Маклюэн5 делит на четыре периода: 1. Племенное общество, когда человек жил в устно-акустическом мире, структуру которого определяли мифы и ритуалы. 2. Тысячелетия фонетического письма: письменность перевела акустическое восприятие в зрительное, и этот коммуникационный период взорвал племенное общество. Маклюэн полагает, что алфавит в сочетании 4 Название «мадленская культура» происходит от пещеры Ла Мадлен около Тюрзака в департаментеДордонь, «солютрейская» — отСолютре около города Макон в департаменте Сонаи Луара, «оринь-якская» — от названия местечка Ориньяк в департаменте Верхняя Гаронна, «мустьерская» — от ЛеМустье на правом берегу реки Везер, недалеко от городка Пейзак в департаменте Дордонь, «ашель-ская» — от Сент-Ашель под Амьеном в долине Соммы, «абвильская» — от названия города Абвиль,севернее Парижа в департаменте Сомма. 5 Meciuhan M. Understanding media. N.Y., 1964. 173 с менее важными средствами коммуникаций — колесом и дорогой — стал главной пружиной общественно-экономического движения соответствующей эпохи. 3. Следующий этап был связан с «галактикой Гутенберга» и длился 500 лет.Изобретение книгопечатания стало источником всех последующих процессов, составивших содержание развивающейся капиталистическойформации. Становление национальных государств, индустриализация,формирование массовых рынков, распространение грамотности, образования, науки и культуры и многое другое берет начало с созданияГутенбергова станка. Печать подорвала корпоративные основы средневекового европейского общества и расчистила дорогу капиталистической конкуренции, специализации, кооперации, способствовавших росту капиталов и переходу к индустриальному обществу. 4. Переход к современной электронной цивилизации: в сегодняшнеммире, утверждает Маклюэн, происходит очередной катастрофическийкоммуникационный взрыв культуры, полностью перекраивающийжизнь человека и общества. Социологи делят общества в зависимости от критерия классификации на закрытые и открытые, дописьмен-ные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капита листические и социалистические, до-индустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся и т.д. В культурно-исторической периодизации, принятой в науке XIX в. и получившей наиболее полное обоснование у американского этнографа Л.Г. Моргана (1818—1881), выделяются три эпохи истории человечества: дикость, варварство, цивилизации. В своем классическом труде «Древнее общество» (1877), посвященном возникновению семьи, собственности и роло-племенной организации, Морган предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию «изобретения — открытия». Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло1, земледелие, скотоводство, использование железа — важнейшие исторические вехи эволюции культуры до-письменного и раннего письменного общества. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. В свою очередь дикость и варварство подразделяются на три ступени: низшую, среднюю и высшую. При этом каждая последующая ступень менее продолжительна, чем предыдущая. Так, низшая ступень варварства короче, чем высшая ступень дикости, однако продолжительнее, чем средняя ступень того же варварства. По существу здесь предвосхищается установленный позже Б. Поршневым закон неравномерного исторического развития общества7. '' Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование л и ни it человеческого прогресса от дикости черс i варварство к цивилизации. Л., 1934. Подробнее см.: Анурии В.Ф. Основы социологических жаний: Kvpc лекций но обшей социологии-Н. Новгород, 1998. 174 Если, как это сделал Морган, историческую шкалу принять в 100 тыс. лет, то период дикости продолжался 60 тыс. лет (У5 жизни человечества), 20 тыс. лет (или '/5) занимал древний период варварства, для среднего и позднейшего периода остается 15 тыс. лет, а цивилизация возникла всего 5 тыс. лет назад8. В классификации Моргана дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Этому периоду соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит археологической периодизации). Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. Хотя современные ученые не согласны с Морганом в том, чтобы считать первобытные народы дикарями и варварами, они разделяют его точку зрения относительно цивилизации. Цивилизация, утверждает Морган, начинается с изобретения письменности. Употребление иероглифического письма является отчетливым признаком начала цивилизации. Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации. Создание гомеровских поэм, передаваемых устно либо со временем записанных с достаточной точностью, датирует начало цивилизации у греков9.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»