Культурные растения появились 9— 12 тыс. лет назад, причем сразу в полном блеске всего знакомого нам видового разнообразия в разных районах земного шара. Остатки земледельческих общин того времени обнаруживаются на Ближнем Востоке, в бассейне Инда, в Таиланде, Судане, Мексике. В историческом масштабе возникновение земледелия было столь внезапным, что получило название неолитической революции. Подавляющее большинство культурных растений не имеет диких сородичей, а если и имеет, то никаких переходных форм между ними и культурными видами не обнаруживается. Такие культуры, как маис, финиковая пальма, банановая пальма, хлебное дерево, не способны к опылению и рассеиванию семян без помощи человека, а картофель, ананас, батат, маниока вообще не могут размножаться семенами. Большинство возделываемых человеком культур изначально требует искусственного полива. До сих пор науке не удалось вывести ничего, равного неолитическим пшенице, рису, кукурузе, гороху, льну, хлопчатнику. Несмотря на все попытки культивировать горную рожь, которую ботаники считали родоначальницей культурной ржи, колос ее так и не изменился. Даже из одного вида культурного растения не удается получить другой культурный вид: получаются разные сорта, но одного и того же вида. Далеко не всегда успешны попытки вновь обратить в культурные растения их одичалые формы. Наследственность последних устойчивее культурных. «Народный академик» Т.Д. Лысенко уверял, что ему удалось вывести пшеницу из ржи, а овес — из овсюга, но все это оказывалось чистым вымыслом. Кроманьонского селекционера за все последующие тысячелетия превзойти не удалось никому. Подобная же ситуация сложилась и с одомашниванием животных. Выводились самые разнообразные породы, но всегда в пределах одного и того же известного с неолита вида (собаки, голуби, козы, овцы, коровы). Как же произошла неолитическая революция, то есть переход к земледелию и скотоводству? Историк земледелия Ю.Ф. Новиков рассказывает, как правительство Бразилии решило обучить сельскому хозяйству индейцев племени бороро. 161 Их наделили землей, семенами, орудиями и, конечно, инструкторами. Последние на глазах своих бесстрастно помалкивающих учеников взрыхлили землю и засеяли ее, подробно разъяснили, какие дары принесет она теперь и какие еще льготы уготовит для них заботливое бразильское правительство. Стоило только инструкторам удалиться, как индейцы в нетерпении выкопали и с аппетитом съели посаженные клубни и семена, после чего отправились в джунгли, чтобы с помощью розданных для расчистки леса топоров быстрее добраться до высокорастущих плодов. Подобных примеров много. Коренные жители Новой Зеландии после проникновения на остров европейцев сразу стали большими любителями картошки. Но добровольно не посадили ни одной картофелины. Напротив. перекопали почти все поле, обработанное для их обучения земледелию английскими миссионерами и моряками. Некоторые историки полагают, что к земледелию человек перешел по воле случая. Дескать, собирал диких сородичей культурных растений, съедал их. при этом семена и корнеплоды попадали на удобренную возле жилищ почву, прорастали, чутко отзывались на уход. Отсюда — лишь шаг к их возделыванию. В некоторых случаях так оно могло и быть. До сих пор, выкорчевывая леса под пашню, земледелец щадит лучшие плодовые деревья, оставляя их на полях. Но такие растения можно собирать просто в диком состоянии, и вводить их в культуру человеку-собирателю и охотнику вроде было ник чему. Первое место в питании всех времен и народов занимает рис, за ним следует пшеница, затем — кукуруза. Почему нашим предкам понадобилось возделывать именно злаки, а не, к примеру, орехи, которые хранятся не хуже зерновых? Или не ограничиться более простым разведением домашних животных? Принудить человека к земледелию, считают некоторые историки, могло истощение охотничьих ресурсов, биоресурсов, обеспечивавших собирательство, скотоводство и рыболовство. Но эти ресурсы в ряде мест Земли не исчерпаны до сих пор. В качестве примера приведем несметные урожаи ягод и грибов в тундре и тайге. Ежегодно используется менее 1% урожая этих ресурсов. Многие народы и сейчас живут за счет сбора плодов диких растений. В пустыне Калахари кочевники собирают дикие арбузы, а индейцы области Великих озер — дикорастущий водяной рис. Жители Огненной Земли бродят в поисках скоплений моллюсков или выброшенного на берег кита. Обнаружив, останавливаются и живут до тех пор, пока не будет съедена вся туша. Переходить к земледелию они и не собираются. Жители вечно зеленых устьев и дельт Иордана, Нила и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы до сих пор еще вполне обеспечены рыбой и водоплавающей птицей. А в прошлом к ним добавлялись бесчисленные стада газелей, оленей, кабанов. Их костные останки, наряду с костями гиены, леопарда, очень характерны для мезолитических и неолитических слоев Южной Евразии. В письменной истории приводится немало примеров истощения продовольственных ресурсов у различных неземледельческих народов, особенно у кочевых. И каждый раз они переходят не к земледелию, а к воинственным набегам на более богатых соседей. В лучшем случае, откочевывают за стадами антилоп, бизонов и оленей. 162 Примитивные формы земледелия в тропических странах даже в современном мире не обеспечивают дневного пропитания человека. Стихийные бедствия, засухи и голод не щадят население даже самых плодородных земель. Все добро, собранное за многие годы, уничтожает один голодный год. Дикие народы, занимающиеся земледелием, жадно стремятся к мясной пище. Всего ближе к вегетарианству стоят только народы Восточной Азии, основой питания которых является рис, а также лесные негры, выращивающие бананы. Вегетарианцами были и некоторые исчезнувшие культурные народы Латинской Америки (инки, ацтеки, майя). Самые ранние следы земледелия были обнаружены в Палестине, Месопотамии и Египте в виде зерен культурных пшениц и ячменя, печей для выпечки хлеба, сельскохозяйственных орудий. Жители этих мест также разводили быков,коз,овец,собак,свиней, ослов и даже антилоп, которых впрягали в плуги. Казалось бы, отсюда надо выводить всю земледельческую культуру человечества, тем более что здесь встречаются дикие виды пшениц и ячменя. Но в нижезалегающих мезолитических слоях нет никаких признаков земледелия или одомашнивания животных. Высокая культура первых земледельцев, судя по всему, являлась пришлой. Но откуда пришли древние пахари?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Загадка неолитической революции» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»