В отечественной науке первобытным человеческим стадом, или праобше-ством (праобщиной), принято называть формирующееся общество. Термин «первобытное человеческое стадо» введен в 1930-х гг. в советскую науку для обозначения социальной организации формирующихся людей. Археологические предположения вызывают в науке многочисленные споры. Одни авторы относят период человеческого стада к раннему палеолиту, другие к среднему. Это понятие соотносится с теорией двух скачков в антропосоциогенезе, первый знаменует возникновение древнейших, а второй — «готовых», по определению Ф. Энгельса, людей1. Между ними лежит эпоха биосоциального развития, когда физическая эволюция человека еще опережает культурный прогресс и в процессе трудовой деятельности изживаются остатки зоологического индивидуализма. В советской науке преобладало мнение, что время первобытного человеческого стада соответствует раннему (нижнему и среднему) палеолиту, этапам древнейшего или древнего человека2. Наконец, третья часть авторов считает необоснованной саму концепцию и полагает, что уже с появлением древнейшего человека возникло «готовое» человеческое общество в форме общины. Многие историки и этнографы называют не вполне удачным сам термин «первобытное человеческое стадо», вот почему эта форма все чаще обозначается термином «праобщина». 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487-490. 2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. ML, 1966; Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М..1977; Боршковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М, 1979. 134 Примерно 40-35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. На смену формирующимся пришли «готовые» люди — неоантропы (Homo sapiens), а праобщество превратилось в «готовое» общество. Одни ученые включают праобщество в первобытное общество в качестве первого этапа его развития. Другие считают смешение пра-общества и начального этапа эволюции «готового» общества неоправданным. Под первобытным обществом они понимают общество, каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации, это поздний палеолит, мезолит и отчасти неолит. Среди многих точек зрения можно выделить две основные, которые можно условно назвать материнско-родовой и общинной3. По первой, первобытное человеческое стадо, в котором господствовал промискуитет, на грани раннего и позднего палеолита превратилось в материнский род, ставший первой формой сформировавшегося общества. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с другими, и поэтому его возникновение было одновременно и появлением системы двух взаимобрачующихся родов, дуальной организации. Вместе с родом, таким образом, возник и брак, который в своей исходной форме был групповым (дуально-родовым) и дислокальным браком. По второй теории основной единицей первобытного общества на всех этапах его развития была первобытная община, состоявшая из парных семей. Община и семья — основные и универсальные ячейки. Род никогда не имел экономических функций, его роль в основном сводилась к регулированию брака. Материнский род не первичен по отношению к отцовскому: и тот и другой равноценны по своим функциям и историческому значению. По вопросу о времени возникновения первобытной общины среди сторонников данной точки зрения нет единства. Одни считают, что она возникла на грани раннего и позднего палеолита, другие относят ее появление к более раннему времени, нередко выступая при этом против понятия «первобытное человеческое стадо». В 1940-х гг. СП. Толстов, пользуясь критерием уровня развития производительных сил, вычленил три основных этапа первобытной истории: первобытное человеческое стадо (становление первобытного общества — начинается с употребления орудий), первобытная община (зрелость первобытного общества — начинается с введения орудий для производства орудий) и военная демократия (превращение первобытного общества в классовое — начинается с освоения металла). В 1970-х гг. Ю.И. Семенов построил другой типологический ряд: праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная (раннеродовая), позднепервобытная (позднеродовая) и протокрестьянекая (первобытная соседская) общины. В той и другой классификации, как мы видим, присутствует понятие человеческого стада. В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архан-тропов и стадию палеонтропов, которые жили в мустьерское время. Ареал расселения архантропов был относительно невелик и ограничивался первоначально регионами с теплым климатом. Жили они небольшими коллективами, скорее всего, по 20—30 взрослых особей, занимались собирательством, Карабанова С.Ф. Теория и практика домоведения (конспект лекций). — http://abc.vvsu.ru/Books/ l_domoved/page()007.asp. 135 на которое тратилось много времени, но которое давало относительно мало пищи, чаще всего низкокалорийной4.
Большинство авторов сходится во мнении, что рубеж 35—40 тыс. лет назад можно условно принять за начало человеческого общества как такового. Разумеется, и на этом этапе еще продолжают действовать биологические факторы эволюционного отбора, но с каждой последующей стадией они все больше вытесняются факторами социальными. Согласно Ю.И. Семенову5, уже с эпохи Homo habilis, человека умелого, начинается дробление больших группировок на более мелкие сегментации с замкнутой иерархической системой мужского доминирования. Данный процесс получает более четкие очертания в эпоху Homo erectus. Наконец, своего максимума процесс формирования с гада людей, или праобщины, достигает в эпоху неандертальца. Уйдя 35—40 тыс. лет назад с исторической сцены, неандерталец унес целую эпоху социогенеза — стадный этап. С кроманьонца начинается новая страница всемирной истории — формируются локальные группы, роды, племена, а затем и вождества. Таким образом, время существования питекантропов выпадает на длительный и очень трудный период разложения стада предлюдей, зарождения в его недрах человеческого стада. Питекантропы, которых считают первыми «истинными» людьми, появились в тропиках как потомки австралопитеков около 1,5 млн лет назад. Именно питекантроп (включая его подвиды, такие, как «человек умелый» и «человек прямоходящий») первым освоил членораздельную речь, начал изготовлять одежду, строить хижины, расселился в регионах с холодным климатом, стал охотиться на дичь и пользоваться огнем. Приблизительно 500 тыс. лет назад произошло «приручение огня» («эффект Прометея»). Для Европы это было время очередного наступления ледника. Стоянки обитания человека прямоходящего уже оборудовались наземными жилищами. Это было начало постепенной трансформации «человека прямоходящего» в палеоантропа — «неандертальского человека». У родоначальника человеческого стада Homo erectus, человека прямоходящего, на 25—30% по сравнению с его эволюционным предком увеличился мозг — 900—1200 куб. см. Он стал выше ростом, крупнее и мастеровитее. Совершенствуется техника обработки камня для получения орудий. Начиная с австралопитека биологическая эволюция человека все ускорялась. У питекантропа объем мозга увеличился до 900 см3. Он еще не вполне освоился с прямой походкой и не мог проходить больше расстояния. 4 Мытник Т.В. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины. — http://hippocrate.narod.ru /library /v/stan. htm. 5 Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1987. 136 Что касается следующей стадии развития собственно человеческого стада, то оно хронологически совпадает с более поздним типом человеческого существа — неандертальцем, создавшим культуру раннего палеолита. В исторический период, отстоящий от нашего времени от 300 до 40 тыс. лет, неандертальцы заселили Азию, Африку и Европу. У переселенцев в Европу был выдвинутый вперед лоб, низкий, словно сплюснутый с боков череп. Примерно 150 тыс. лет назад мозг человека заметно усовершенствовался, скелет стал похожим на скелет современного человека. Средний рост неандертальца достигал 165 куб. см, мозг — 1200—1300 куб. см. Фаза неандертальца короче двух предыдущих. Биологический прогресс ускорялся, физические изменения в строении человека шли по нарастающей. Итак, с питекантропа началось формирование человеческого стада, а неандертальцем оно закончилось. Следующий историко-эволюционный тип — кроманьонец, это уже время первобытной общины, рода, племени, а затем и вождества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»