Всероссийский (до 1992 г. — Всесоюзный) центр изучения общественного мнения создавался на волне перестройки и в эпоху гласности. По существу он стал символом и рупором новой демократической эры, ее информационным выражением, интеллектуальным лицом. У истоков ВЦИОМа стояли три выдающихся социолога: Б.А Грушин, Т.И. Заславская и Ю.А. Левада. Но даже тогда, когда наше общество, как многим казалось, невозвратно повернулась лицом к прогрессу, пробить какое-либо исследовательское учреждение сквозь плотные ряды бюрократических препон было почти невозможно. Как позже вспоминал Ю. Левада, только благодаря огромному общественному авторитету акад. Т.И. Заславской и организаторскому таланту проф. Б. А. Груши на удалось осуществить то, что казалось практически неосуществимым. Мощная бюрократическая машина, окутавшая нитями все общество, вовсе не нуждалась в объективной информации о том, что думает народ. Тем более в условиях, когда общественные настроения тут же распространялись советскими журналами, в те годы имевшими многомиллионные, самые большие в мире, тиражи. В 1988 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества», согласно которому социология приобрела права самостоятельной науки. Несколько ранее в декабре 1987 г. было подписано Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР «О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам», во главе которого стала академик Т.И. Заславская. «Во ВЦИОМе собрались первоначально разные люди, не находившие должного приложения своим силам в старых академических рамках, и многие надеялись просто продолжать свою работу по социаяьным проблемам труда, занятости, потребления и др. (до 1992 года название цен- 769 тра содержало оговорку «...по социально-экономическим вопросам»). Мы же (группа старых моих сотрудников, составивших отдел теории) хотели заниматься теоретической социологией с некоторой оглядкой на общественное мнение; возможность заниматься другими, например, социально-политическими проблемами поначалу не казалась реальной. Помнится, все же именно отдел теории вызывал наибольшую подозрительность у тогдашних профсоюзных чиновников. Мало кто, кроме Б. Грушина и немногих его старых сотрудников (Я. Капелюша, В. Ней-гольдберга, В. Сазонова) владели тогда искусством и технологией опросов. Понадобилось несколько лет, чтобы люди научились работать вместе и отошли в сторону те, кто этого не желал, чтобы стало ясно — только еще в принципе — как должны связываться разные направления и фазы нашей деятельности и как подойти к самому сложному — к пониманию смысла тех данных, которые мы получаем сейчас регулярно и в огромном количестве»10. ВЦИОМ сразу же занял одно из ведущих мест в отечественной социологии. «От мнений — к пониманию» — такой лозунг взят коллективом на вооружение, постоянно напоминая о необходимости следовать лучшим традициям социологической мысли. В 1998 г. Центр был перерегистрирован как государственное унитарное предприятие, в 1999 г. Центру был присвоен статус научного учреждения. С 1992 г. директором ВЦИОМа является проф. Ю.А. Левада. Президент центра — член-корр. РАН Т.И. Заславская. Сегодня ВЦИОМ — крупнейшая в России исследовательская организация, занимающаяся социально-экономическими, социально-политическими, а также маркетинговыми исследованиями на базе массовых опросов населения, опросов экспертов и элит, углубленных интервью, фокус-групп и других методов. Центр обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ — от разработки программы исследования до презентации аналитических отчетов. Во ВЦИОМе работают более 100 специалистов в области социологии, политологии, экономики, психологии, организации массовых опросов и обработки данных, в том числе 6 докторов и 30 кандидатов наук. Все ведущие сотрудники центра прошли стажировку в исследовательских институтах AGB Intomart, Gallup Denmark, Market Behavior Limited, Puis Train Technology. Среди специалистов — члены Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR), а также Европейской ассоциации исследований общественного мнения и рынка (ESOMAR). В полевой работе ВЦИОМ участвует более трех тысяч подготовленных интервьюеров. ВЦИОМ опирается на региональную сеть из 10 собственных региональных офисов (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ставрополь, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск). Помимо них еще 17 региональных социологических центров, являясь независимыми, работают по методике ВЦИОМ и принимают участие в его программах (Архангельск, Калининград, Владимир, Смоленск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Самара, Волгоград, Екатеринбург, Уфа, Ижевск, Оренбург, Барнаул, Кемерово, Владивосток, Петропавловск-Камчатский). Кроме того, зарубежные связи ВЦИОМ позволяют ему вести исследования практически во всех странах СНГ 10 Левада Ю.А. Десять лет работы Всероссийского центра изучения общественного мнения // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 222. 770 и Восточной Европы. Центр является учредителем нескольких региональных исследовательских центров (на базе бывших отделений ВЦИОМ). В Центре действует одиннадцать научных отделов, соответственно числу основных направлений исследований: социально-политических проблем и исследований образа жизни; социально-экономических и демографических проблем; проблем уровня жизни населения и потребления; маркетинговых исследований; качественных методов; исследований в сфере бизнеса; измерения аудитории средств массовой информации; организации полевых работ: проектирования выборок; ввода и обработки данных; архив данных ВЦИОМ. В своей работе ВЦИОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экспертов, тесты продукции, упаковки и рекламы, дневниковые исследования, аудит розничной торговли и др. ВЦИОМ обладает специализированной программой построения выборок, которые охватывают всю Россию. В ее основе — данные государственной статистики за текущий год и обширные базы проведенных ранее исследований Для минимизации эффекта смещения выборки, неизбежно возникающего i ходе полевых работ, используется специально разработанная программа взвешивания данных. Регулярно ВЦИОМ проводит такие виды исследований: «Мониторинг» —до 100 вопросов по общероссийской репрезентативно? выборке среди 4 тыс. респондентов в 88 точках в срок за 35 дней; в рамка? программы «Мониторинг» производится ежемесячный опрос 4 тыс. челове!-по общероссийской выборке, ежеквартальные опросы населения, работников, экспертов, предпринимателей; «Факт» — до 100 вопросов по общероссийской репрезентативной выборке среди 1650 респондентов в 42 точках за 25 дней; «Экспресс» — до 10 вопросов по репрезентативной выборке городской: населения России среди 1600 респондентов в 24 точках за 7 дней. Разовые (специальные) исследования включают от 10 до 100 вопросов пс общероссийской, региональной репрезентативной или направленной выбор ке и проводятся в срок от 10 до 45 дней. Наиболее оперативными являюта «Блиц-опросы» одной-двух тысяч жителей Москвы, до 12 вопросов, по слу чайной выборке, со сроком проведения 1—3 дня. Допустимая погрешносп для выборки 2 тыс. человек составляет при 50 точках опроса около 2,5% npi 100 точках опроса — около 1,8%. Систематически ведутся исследования по программам «Экономическа; реформа», «Уровень жизни», «Русские в республиках» и др. Данные массо вых опросов населения, проводимых по репрезентативным для России вы боркам, дополняются и углубляются результатами анкетирования квалифи цированных экспертов, представителей новой элиты, предпринимателей фермеров, безработных и многих других групп населения. С 1989 г. действует исследовательская программа «Советский человек», i рамках которой исследуются ценностные ориентации и образ жизни люде! постсоветского общества, а также программа «Институты власти», направ ленная на изучение политических пристрастий населения. Совместно < Интерцентром осуществляется программа «Экономические и социальны! перемены». Собственная исследовательская программа ВЦИОМ — «Итоп 771 года» («Новый год») — направлена на изучение отношения людей к важнейшим событиям общественной жизни за год. С 1994 г. ВЦИОМ ведет проект «Российский потребитель: стиль жизни». Исследуется рынок потребления определенных видов продуктов и товаров различными слоями населения, изучаются региональные рынки тех или иных товаров. С 1993 г. ВЦИОМ занимается проектами, направленными на исследование рынков — товаров, рекламы, финансовых услуг и пр. Одним из важных направлений работы является ведение собственного архива данных. В настоящее время архив содержит материалы более 2000 исследований, проведенных специалистами Центра с момента его создания. На основе исследований ВЦИОМ издается информационный бюллетень «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» — выходит ежемесячно с июня 1993 г., объем — Юпеч. л.,тираж — 1 тыс. экз. Первая половина каждого выпуска содержит аналитические и теоретические статьи, вторая — материалы исследований по программе «Мониторинг». Издание распространяется по подписке в России и зарубежных странах. Каждый номер информационного бюллетеня Мониторинга приносит читателям свежую информацию о мнениях, настроениях и взглядах 2—3 тыс. человек. «Вестник ВЦИОМ» («VCIOM Report») — также ежемесячное издание — содержит краткие сообщения, таблицы, графики по данным текущих исследований, тираж определяется заказами и подпиской. Экспресс-выпуски содержат оперативную информацию по результатам последних исследований; ежемесячно выходит от пяти до десяти выпусков, которые распространяются подписчикам по факсу. С начала 2000 г. ВЦИОМ издает электронный бюллетень «ВЦИОМетр», основанный на материалах ежемесячного исследования «Экспресс». «Экспресс» — ежемесячное исследование омнибусного типа, которое обеспечивает наиболее быстрое получение результатов. «Экспресс» проводится по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В исследовании опрашивается 1600 человек в возрасте 18 лет и старше. «ВЦИОМетр» содержит подборку табличных распределений, динамику основных показателей, а также аналитические материалы. Пресс-выпуски для СМИ готовятся на основе всех текущих исследований, а также блиц-опросов. Они публикуются раз в неделю и представляют собой результаты опросов в сжатом виде по 4—5 темам (15—30 вопросов). Предназначенные в основном для иностранных клиентов «Экспресс-выпуски» ВЦИОМ выходят еженедельно на русском и английском языках. Каждый выпуск содержит информацию (краткие заключения по результатам исследований) по 3—4 наиболее актуальным вопросам недели. Доклады, аналитические отчеты, тематические сборники и подборки материалов по результатам исследований готовятся по заказам заинтересованных фирм и частных лиц. Изданы книги: «Есть мнение» (1990), «Советский простой человек» (1993), ЮЛ. Левада «Статьи по социологии» (1993). Выполнение многих исследовательских программ ВЦИОМ финансировалось различными общественными фондами и организациями, в частности: ООН (1989), Мировым Банком (1993-1996), Фондом Сороса (1993-1994), Фондом Эберта (1992—1996), Обществом Красного Креста (1990, 1996), Московской патриархией (1992). Постоянные клиенты ВЦИОМ — аппарат Президента России, законодательные и исполнительные органы власти, профсоюзы, 772 крупнейшие исследовательские центры, телевизионные компании и радиостанции, крупнейшие газеты и журналы, информационные агентства. ВЦИОМ поддерживает деловые контакты с научными организациями многих стран, принимает участие в международных исследованиях. ВЦИОМ активно участвует в международном научном сотрудничестве. Среди потребителей информации Центра числятся Университет Беркли (США), Вашингтонский университет (США), Университет Калифорнии (США), Иллинойский университет (США), Мичиганский университет (США), Университет Кента (Великобритания), Исследовательский отдел USIA, Roper Starch Worldwide, Gallup DK, Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина и др. Данные исследований ВЦИОМ, проводящихся в рамках международного проекта ISSP, передаются в Кельнский архив социологических данных; данные инициативных исследований ВЦИОМ — в архив Роуперовского центра (США)''.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЦИОМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»