Социально-демографические характеристики труднодоступных респондентов
Изучать труднодоступные единицы можно двумя способами: 1) анализируя характеристики труднодоступных респондентов, опрошенных при четвертом и последующих визитах интервьюеров; 2) сравнивая характеристики труднодоступных респондентов с характеристиками опрошенных при первых трех визитах. Оказалось, что при разовом визите интервьюеров гораздо проще застать дома женщин, нежели мужчин. Если же число посещений интервьюеров увеличивается до трех, то доля труднодоступных респондентов колеблется от 4 до 7% и среди них преобладают респонденты-женщины. При первом посещении интервьюеры редко застают респондентов-рабочих, гораздо чаще — служащих и представителей интеллигенции. Если число посещений интервьюеров увеличивается до трех, то доля опрошенных рабочих возрастает до 95—96%, служащих — до 92%, а интеллигенции — до 98%. Следовательно, трехкратные визиты интервьюеров наиболее эффективны в том случае, когда объектом изучения являются респонденты со средним специальным, законченным и незаконченным высшим образованием. Последующие четыре посещения интервьюеров позволяют установить, что среди труднодоступных респондентов — 5% рабочие и 8% служащие. В обоих проведенных нами исследованиях при одноразовом посещении отмечалась обратная связь между возрастом респондентов и их долей в опросе — чем моложе респондент, тем больше вероятность у интервьюеров застать его дома при первом же визите. Противоположная картина наблюдается при двух последующих посещениях: с увеличением возраста респондентов растет доля принявших участие в опросе. Это нужно учитывать при организации выборочных обследований, где исследовательские гипотезы основаны на том, что менее мобильная группа населения — лица старших возрастов. Предполагается, что именно они наиболее доступны для интервью- 757 еров в первые визиты. Из этих соображений и строится стратегия исследования. Однако только здравого смысла здесь недостаточно. Необходимо провести несколько методических экспериментов, основная цель которых — изучение как внешних характеристик труднодоступных респондентов, так и их установок, ценностных ориентации, норм поведения и т.д. Самыми легкодоступными для интервьюеров являются респонденты, не состоящие в браке: после трехкратных визитов доля опрошенных составила 99%. Этот результат оказался для нас неожиданным, поскольку мы предполагали, что столкнемся с большими трудностями при опросе юношей и девушек, не состоящих в браке и разведенных. Гораздо труднее застать вечером дома лиц, состоящих в браке. И дело не в повышенной мобильности представителей данной группы (хотя их отсутствие объяснялось посещением кино, концертов, поездками в гости, вечерними прогулками и пр.), а тем, что респонденты этой группы не всегда могли уделить интервьюеру 40-50 мин. для беседы или заполнения анкеты. Нехватка времени приводила к тому, что респонденты, как правило женщины, несколько раз откладывали встречу и назначали новое время для беседы. В наших исследованиях 5—6% лиц, состоящих в браке, вошли в группу труднодоступных единиц. Это также следует учитывать при планировании обследований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социально-демографические характеристики труднодоступных респондентов» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»