ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Стратегия предварительного расчета
Стратегия предварительного расчета состоит в том, что объем выборк* определяется до проведения основного исследования. Для расчета объем; случайной выборки надо знать желаемую точность оценивания, величию риска получаемого ответа и степень изменчивости ответа. Традиционно точность оценивания принимают за 5%, а величину риска — за 0,95. Иными словами , если по данным выборочного исследования 60% опрошенных удовлет ворены работой, то можно утверждать, что в генеральной совокупности дол5 удовлетворенных составит от 55 до 65% в 95% случаев, а в 5% случаев така5 доля может выйти за этот интервал. Если исходить из 5%-ной точности и величины риска в 0,95, объем выборки будет следующим (табл. 3).
Таблица ; Зависимость объема выборки от объема генеральной совокупности

669
Результаты, приведенные в табл. 3, свидетельствуют против распространенного заблуждения, будто бы объем выборки — жестко фиксированный процент от генеральной совокупности, равный 10. На самом же деле эта величина — не постоянная, а переменная, изменяющаяся в конкретных условиях. Объем выборки зависит также от того, какие вопросы используются в анкете. Цифры в табл. 3 действительны только для одного случая — когда речь идет о дихотомическом вопросе, у которого максимальный разброс ответов — 50 на 50%. Не имея предварительной информации о разбросе оценок, социолог как бы заранее страхуется и считает, что этот разброс составит 50 на 50%. Если же такая информация имеется, то объем выборки будет следующим.
Таблица 4 Зависимость объема выборки от распределения дихотомического ответа

Распределение ответов,% 50 40 30 20 10
50 60 70 80 90
Объем выборки 384 369 323 246 139
В табл. 4 показано распределение ответов на качественные вопросы. Расчет объема выборки для количественных вопросов, включающих вопросы типа «возраст» и «заработная плата», строится исходя из коэффициента вариации (табл. 5), который показывает, какой процент составляет среднее квадратическое отклонение от средней арифметической, и позволяет сравнивать между собой (по степени варьирования) любые признаки.
Таблица 5 Зависимость объема выборки от коэффициента вариации

Коэффициентвариации,% 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120
Объем выборки 15 61 138 246 384 553 753 984 1245 1537 1860 2213
Если изучаются условия труда, взаимоотношения в коллективе, заработная плата и т.д. с помощью пятичленной шкалы, то коэффициент вариации изменяется здесь от 27 до 62%, а при использовании семичленной — от 78 до 113%. Стало быть, чем длиннее шкала, тем выше коэффициент вариации и больше должен быть объем выборки. Если социолог хочет обойтись небольшой выборкой, то и вопросы должен формулировать проще. Иногда думают, что чем длиннее шкала, тем точнее измерение. Но преимущества семибалльных шкал над пятибалльными не доказаны.
Среди социологов распространено мнение, согласно которому чем больше объем выборки, тем точнее результат, и это заставляет их непомерно увеличивать количество опрошенных. В реальности дело обстоит иначе: табл. 6, составленная по данным Института Гэллапа, показывает зависимость между объемом выборки и точностью оценивания в процентах. Из нее следует, что с увеличением объема выборки точность возрастает, но до определенного порога. Уже при 600 опрошенных достигается желанный для всех 5%-ный уровень точности. Стало быть, 600 человек — приемлемый объем выборки.
При расчете объема выборки социологи часто совершают такую ошибку: рассчитав по существующим формулам необходимый объем выборки в целом для совокупности, в дальнейшем пропорционально размещают его по
G70
отдельным подразделениям выборки, например по цехам, предприятиям, районам, городам, типам семей. После чего на этапе обработки данных — анализируют уже сами различия между подразделениями. Однако правильнее вычислить объем выборки отдельно для каждого подразделения, а затем суммировать отдельные объемы. Допустим, расчеты объема выборки по трем цехам (с учетом размерности шкалы, численности работающих, характера предполагаемого распределения оценок) позволили установить, что в первом цехе необходимо спросить 384 человека, во втором — 222, а в третьем -600. Тогда общий объем выборки составит 384+222+600=1206 человек.
Таблица t Зависимость между объемом выборки и точностью оценивания

Количество интервью Точность оценивания, %
— юо ±11
" 200 +8
400 ±6
600 ±5
750 ±4
1000 ±4
1500 +3
4000 ±2
При расчете квотной выборки социологи часто произвольно определяют ее объем в 1000 человек, исходя из удобства вычисления квот. Но с таким же успехом можно взять любое другое круглое число. Более обоснованным являете; подход, при котором объем квотной выборки рассчитывается как для случайной. Другим вариантом расчета объема квотной выборки является использование теории малых выборок. Ее суть: если не ставится цель дать дифференцированный анализ по группам работников, то умножают количество градаций вопросов, подлежащих изучению, на 25 (минимальный статистический значимые размер группы). Например, изучают три переменные: пол —две категории, воз раст — две категории (до 30 лет и свыше 30 лет), удовлетворенность трудом -измеряется пятибалльной шкалой. Тогда необходимый объем выборки для данного примера составит 2x2x5x25=500 человек. Объем выборки увеличивается i 2,5 раза. Ясно, что с расширением числа переменных и числа градаций объе\ выборки может стать катастрофически большим. Выход только один: детальна) проработка исходной проблемы, которая позволит отбраковать лишние вопро сы в анкете, оставив самые важные. Если в исследовании проверяется несколь ко гипотез, то объем выборки для проверки каждой гипотезы вычисляется от дельно. Таким образом, при использовании выборки количество вопросов i анкете и гипотез должно быть минимальным.
Итак, мы рассчитали требуемый объем выборки. Теперь, и только тепер] необходимо проверить, совместима ли полученная величина с выделенном! ресурсами. Типичная ошибка многих социологов-прикладников состоит в том что при расчете объема выборки во главу угла ставятся наличные ресурсы W™ хуже того, социолог пассивно принимает все условия, диктуемые заказчиком Это в корне неверно по нескольким причинам. Во-первых, расчет объема вы борки позволяет глубже проникнуть в суть изучаемого предмета и специфик методов исследования, а значит, аргументированно требовать получения боль
G71
ших ресурсов или принять правильное решение о снижении объема выборки. Если администрация отказала в дополнительных ресурсах, а цели исследования не позволяют сократить объем выборки (т.е. социолог не может принять решение администрации), то надо переходить кдругой схеме исследования. Во-вторых, обоснованный расчет объема выборки показывает профессионализм социолога и заставляет заказчика относится к нему более уважительно.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегия предварительного расчета» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит виробництва продукції у тваринництві. Мета і завдання аудит...
СУЧАСНІ СИСТЕМИ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ
Чиста теперішня вартість
. ЗНАЧЕННЯ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ В МАРКЕТИНГОВІЙ ДІЯЛЬ...
НЕБАНКІВСЬКІ ФІНАНСОВО-КРЕДИТНІ УСТАНОВИ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 771 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП