ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ТИПЫ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ
К сожалению, в социологической литературе, причем не только в отечественной, но и в зарубежной, не наведен порядок в отношении четкой классификации типов выборки и методов ее получения. Можно встретить самые разные названия для одного и того же типа выборки. Нет единого взгляда на то, ка* разделяются выборки на главные и второстепенные типы, что куда относится Кратко охарактеризуем точку зрения группы известных социологов.
В ставшей уже классическим учебником книге «Социологическое исследова ние» В А. Ядов не дает четкой схемы распределения типов выборки по группам \ видам. Однако из контекста ясно, что автор выделяет: 1) репрезентативную ста тистическую выборку и 2) целевую аналитическую выборку7. При небольших пс численности генеральных совокупностях применяют одну из разновидностей первого типа — случайную бесповторную выборку, при больших генеральны) совокупностях используют многоступенчатый отбор по районам.
Г.Г. Соколова8 различает следующие способы формирования выборочное совокупности: а) метод типичных отдельных случаев, называемый также монографическим; б) статистические выборочные методы. Последние можнс разделить на две основные группы: выбор по усмотрению (неслучайный) \ случайный (вероятностный) выбор. Выбор по усмотрению подразделяется ге целенаправленный и выбор по квотам. Квотная выборка строится как модель
Иногда целевую выборку называют «социологической», в ней обеспечивается представительство ш признакам, выявленным в предыдущих социологических исследованиях, а для реализации таки: выборок могут использоваться таксономические процедуры.
Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.] Минск: Изд-во «Университетское», 1984. С. 18-20.
639
воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. При целенаправленной выборке из генеральной совокупности выбираются типичные элементы с тем, чтобы таким образом получить уменьшенную модель генеральной совокупности. Случайный (вероятностный) выбор подразделяется на: чисто случайный, выбор слоями (районирование), выбор гнездами (серийный).
Н.Н. Чурилов предлагает типологию выборки, которую с некоторыми оговорками можно считать наиболее распространенной в отечественной социологии или, скажем так, популярной. К случайным выборкам он относит: 1) вероятностную, 2) систематическую, 3) районированную (стратифицированную), 4) гнездовую, а кнеслучайным — 1) «стихийную», 2) квотную, 3) метод «основного массива»9. Сюдаже следует добавить метод «снежного кома».
Известный специалист по тендерной социологии Г.Г. Силласте10 предлагает иную классификацию. У нее выборка подразделяется на вероятную (случайную) и целенаправленную. К первой относятся четыре метода: 1) собственно случайный отбор (для генсовокупности не более 800 единиц), который подразделяется на а) случайно-бесповторный и б) случайно-повторный методы; 2) механическая выборка; 3) серийная выборка; 4) гнездовая выборка. Во вторую включены: 1) репрезентативная, 2) квотная и 3) стихийная выборки (рис. 8).

Рис. 8. Виды выборочных совокупностей (выборок), применимых для социологического исследования финансово-банковской сферы
9 Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: Наукова думка, 1986. С. 13-27.
10 Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов.Учебное пособие для студентов финансовых вузов. Ч. 2: Рабочая тетрадь. М.: ФА, 1998. С. 38.
640
В статистической науке в зависимости от способа отбора различают выборки следующих типов:
1) случайная выборка с возвратом;
2) случайная выборка без возврата;
3) механическая;
4) типическая;
5) серийная.
В маркетинге, по мнению Е.П. Голубкова, при формировании выборки используются вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные) методы. Если все единицы выборки имеют известный шанс (вероятность) быть включенными в выборку, то выборка называется вероятностной. Если эта вероятность неизвестна, то выборка называется невероятностной. Вероятностные методы включают: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратифицированный отбор. Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел".
Обобщив разнообразные точки зрения, можно заключить, что во всех случаях типы выборки делятся на вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные, целевые, целенаправленные). Ярких представителей каждого типа немного, например, случайная безвозвратная выборка явно принадлежит первому типу, а квотная наилучшим образом характеризует достоинства и недостатки второго, невероятностного типа. Гораздо больше таких видов и методов выборки, которые можно отнести к смешанным. Их можно включить и в первый и во второй типы, а можно отнести лишь к одному из них. Ошибки не будет и в том случае, если придумать некий третий тип, назвать его, допустим, комбинационным и занести туда смешанные виды. Их особенность состоит в том, что вероятностные приемы отбора в них присутствуют частично — на одном из этапов, в нарушенном виде (смещенная выборка), в одном из элементов или приемов отбора. Их недостаток заключается в том, что репрезентативность получаемой информации находится под вопросом. Хотя это вовсе не означает, что смешанные типы выборки всегда нерепрезентативны. Они могут быть репрезентативными, а могут и не быть, поэтому объявлять такие типы выборки нерепрезентативными нельзя. В них сложно установить репрезентативность, используя классические статистические приемы. Но кто говорит, что в будущем наука не шагнет дальше, прибавив к традиционным какие-либо нетрадиционные способы определения репрезентативности данных?
Описав кратко проблему типологии выборочных методов, перейдем к характеристике наиболее распространенных.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТИПЫ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАРКЕТИНГОВЕ РОЗУМІННЯ ТОВАРУ
Как надо понимать закон инерции
Формати повідомлень і прикладні програми роботи з електронною пош...
Аудит пайового капіталу
Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 1147 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП