Социолог, часто выступающий в роли консультанта по управлению, имеет в своем арсенале целый набор специальных методик, с помощью которых осуществляется перевод научных знаний в практические рекомендации и внедрение последних как инновационного проекта. «Происхождение таких методик бывает разное: усвоенный опыт других организаций, экспериментально апробированные результаты научных исследований, собственные разработки»35. 35 ^ет°Д°логические основы социального управления. Минск, 1977. С. 118. фигожин А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983. С. 143. 419 Подобно тому, как на предшествующей стадии разрабатывалось несколько вариантов социального развития коллектива на перспективу, здесь предусматривается несколько возможных решений того, каким практическим путем лучше всего достичь целей выбранного варианта развития. В литературе предлагается дифференциация таких решений условно на два класса: устранение негативных (мешающих) факторов и введение позитивных, корректирующих. При этом от уровня компетентности руководителей и знания ими социологической проблематики зависит во многом, какой тип решений они предпочтут в данных условиях. Практика показывает, что на уровне первичных коллективов более распространены мероприятия, направленные непосредственно на борьбу с недостатками, причем нередко присутствует стремление избавиться от их носителей: например, борьба с нарушителями трудовой дисциплины, в основе которой лежит некачественная организация труда и производства. В частности, для того чтобы решить проблему расширения участия трудящихся в управлении производством, вовсе не обязательно перестраивать организационную структуру. Можно поступить так, как сделали на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе им. К. Либкнехта, создав новую социально-психологическую информационную службу «Ваше настроение». Столкнувшись с фактами бесхозяйственности, нарушений социалистических законов и т.д., работник предприятия тут же звонит по телефону службы и излагает свою жалобу, предложение, просьбу. Специалисты анализируют информацию и выходят на дирекцию или в общественные организации с запиской о принятии необходимых мер, а заводские средства печати информируют коллектив о принятых мерах. Практическая эффективность проводимых мероприятий выразилась в значительном сокращении жалоб, улучшении организации и условий труда за счет реализации предложений трудящихся, улучшения психологического климата.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внедрение практических рекомендаций» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»