ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Институциализация психотехники
Потребности индустриализации страны, подготовка квалифицированной рабочей силы диктовали ускоренное организационное и научно-практическое развитие психотехники. В 1927 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция по психофизиологии труда и профессиональному подбору, где было учреждено Психотехническое общество и решено издавать центральный печатный орган — журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г. переименован в «Советскую психотехнику»). Председателем Об щества и главным редактором журнала был избран И.Н. Шпильрейн.
Постепенно налаживалась подготовка психотехнических кадров в педагогических институтах Москвы и Ленинграда. Готовились первые советские учебники, где давался сжатый очерк истории и теории вопроса, излагались основные методы психотехники, среди них можно назвать: «Практикум по теории психологических испытаний» А.П. Болтунова9 и «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований» СМ. Василейского10. В научных монографиях и журнальных публикациях живо обсуждались инновационные вопросы методологии и методики, как, например, обработка и интерпретация данных, валидность тестов, сопоставимость и оптимальность различных вариантов тестов.
Углублялись принципы научно-поисковой деятельности психотехников. В центре внимания психотехнических лабораторий и служб постепенно оказывались проблемы труда. Со временем «психотехническая работа стала пе -реводиться на рельсы профконсультации и профориентации, формирования и подготовки новых рабочих кадров. Профотбор был оставлен только для наиболее ответственных специальностей, например, водительских. Психотехники начали обследовать школьников. Быстрыми темпами стали развиваться методы анкетирования, составления бесед и лекций на профессиональные темы, делались попытки создания специальных кинофильмов. Начались углубленное изучение психологического содержания профессий и отказ от слепого тестирования»''.
Таким образом, в 20—30-е гг. шел активный процесс институциализаци \ i психотехники и психологии труда: создавались научно-исследовательские подразделения, разворачивалась система образования и подготовки профес сиональных кадров, выпускался специальный журнал. Кафедра психотехш г ки Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена разработала комплекс профессиональных требований к специалисту — «профиль психотехника». В нем определены участки будущей работы психотехника (школы ФЗС и ФЗУ, психотехнические лаборатории промышленных предприятии. транспорта, сельского хозяйства, психотехнические факультеты и т.д.), профессиональные функции (анализ профессий, профдиагностика способностей, изучение трудового процесса, распределения и продвижения кадров на производстве, профпросвещение и профотбор, профориентационная дея-
9 Болтунов А.П. Практикум по теории психологических испытаний. М.-Л.: Госиздат, 1927.
10 Василейский СМ. Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований. Минск: Изд. автора, 1927.
" Кожухова О.А. Психотехнические тесты профессиональной пригодности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. И. Психология. 1986. № 2. С. 66.
358
тельность и т.д.) аспиранта-психотехника, который после окончания соответствующего вуза призван работать на должности руководителя или научного сотрудника.
То была планомерная, регулируемая государством и достаточно профессиональная деятельность, сочетающая в себе как теоретико-методологические изыскания, так и прикладные исследования и практические разработки.
Однако в середине 30-х гг. этот процесс приостановился: с 1935 г. перестал выходить психотехнический журнал, а в 1936 г. специальным постановлением («О педологических извращениях...») было запрещено применение тестов. Психотехнические лаборатории, наряду с педологическими, стали постепенно прикрываться. В эти годы сворачивается и деятельность советских нотовцев.
Необходимо отметить, что оба отряда советских ученых — нотовцы и психотехники — внесли серьезный вклад в развитие отечественной науки и получили признание за рубежом.

Однако было бы неправильно представлять развитие отечественной психологии и социологии труда как беспроблемный процесс восхождения ко все новым и новым научным и педагогическим высотам, который на самой высокой точке неожиданно был прерван сталинским НКВД. Кризис психотехники созревал постепенно и внутри нее самой.
Основные методологические постулаты зарубежной науки были восприняты психотехниками без серьезной критической проработки и анализа. Перенесение некоторых методов психотехники, особенно тестов, в условия советской России, с одной стороны, дало толчок развитию собственной прикладной психологии, а с другой — встретило резкую критику ряда советских нотовцев и заставило разрабатывать альтернативные научные программы. По мнению Гастева, увлечение психотехникой у нас в стране наблюдалось в тот момент, когда за рубежом многие фирмы и предприятия уже отказались от ее услуг, убедившись в неспособности данной науки строго экспериментальным путем изучить психологические качества, необходимые для той или иной профессии. Гастев, опираясь на разработки ЦИТ, предлагает иной путь — не слепое копирование зарубежных образцов, а развитие собственных, оригинальных методик и программ. Методологическая база для таких исследований, по его мнению, заложена И.М. Сеченовым, который приступил к психофизическим исследованиям трудовых достижений человека еще в начале XX в.'2 Заслуга русского ученого состояла в том, что он обогатил физиологию инженерным подходом, понятиями, принципами, а также свел трудовые операции к элементарным механическим (вращательным, маятниковым) движениям, которые можно было легко анализировать и измерять.
Точку зрения А. Гастева о необходимости развивать отечественные инструменты и методики профессионального отбора и организации труда разделяли и психологи, в частности, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Г. Геллер-штейн. Так, сотрудник ЦИТ Н.А. Бернштейн доказал ограниченность господствовавшего в зарубежной науке подхода, который сводил сложнейшую
История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века). М.: Изд-во МГУ, 1983.
359
проблему человеческого фактора на производстве к упрощенной схеме приспособления работника к орудию труда, машине. Ученый обратил внимание на перспективность другого направления — приспособление орудий производства к способностям работника. В целом же психотехническое направление 20—30-х гг. было внутренне противоречивым и разношерстным.
Однако ни принципы И. Сеченова, ни идеи Н. Бернштейна и других отечественных ученых не были взяты психотехниками на вооружение. Чаще всего перенимались готовые западные методики, при этом они воспринимались без критики, и нередко усиливались дополнительными произвольными допущениями. Поскольку практические рекомендации правительство требовало немедленно, а на всестороннюю оценку и апробацию методик требовалось немалое время, психотехнические разработки выходили в «поле» часто недоброкачественными. Испытания в лабораториях проводились с очевидным нарушением методических требований Г. Мюнстерберга и В. Штерна. «Проверка валидности тестов по успехам в учебе или даже по соответствию экзаменационным оценкам основывалась на неявном, специально не проверявшемся предположении об идентичности психологических функций, необходимых для овладения специальностью и для выполнения будущей работы. Степень применимости тестов в принципе была неизвестна: их апробация или не проводилась совсем (исследователи полагались на результаты западных авторов), или проводились на произвольных выборках. Часто не интересовались и устойчивостью ранжирования испытуемых по результатам тестов. Строго выполнялось единственное условие — легкая применимость тестов, и на реализацию этого их качества направлялись основные усилия»' I
Большинство психотехнических лабораторий ориентировалось на отбор будущих работников — наиболее распространенным методом определения профпригодности был в 30-е гг. тестовый. По данным специалистов, в стране насчитывалось 42 конкретные системы тестов: 25 отечественных и 17 иностранных14. Однако количественные показатели сами по себе еще ни о чем не говорят, так как все попытки превратить тестирование в строго научный метод оказались тщетными. Основные принципы западной психотехники принимались нередко без всякой критики, не выполнялись очевидные методические требования. Например, методы, пригодные лишь для отбора работников, применялись к опытным, кадровым рабочим. Начавшиеся в 1932 г. тестовые испытания профессиональной пригодности железнодорожников привели к увольнениям под тем предлогом, что многие, даже хорошо справлявшиеся со своими обязанностями, профнепригодны15. И это в то время, когда в стране ощущался острый дефицит квалифицированной рабочей силы. В 1934 г. специальным приказом Наркомата путей сообщения «научные» испытания были прекращены, а уволенные машинисты возвращены на рабочие места.
Немало проблем накопилось и в области подготовки профессиональных психотехников. Считалось, что лучше всего для практической работы годятся врачи и педагоги, но они плохо понимали методологические вопросы тести-
13 Кожухова О.А. Психотехнические тесты профессиональной пригодности // Вестн. Моск. ун-та.Сер. 14. Психология. 1986. № 2. С. 58-59.
14 Там же. С. 64.
15 Там же. С. 67.
350
рования, проявляли неграмотность даже при работе по шаблонам. «Должное ти, требующие специальной квалификации, занимаются врачами и педагога ми, неподготовленными в той области, которая должна быть узким участкол их работы. Часто даже понятия интеллекта, трудоспособности, теста, вариа ционной статистики знакомы этим лицам лишь из более или менее популяр ных брошюр. Отсюда естественное стремление их выполнять только предна чертанную работу. Психотехническая исследовательская деятельность чаете

вырождается в таких условиях в просто» механическое применение тестов», -писал И.Н. Шпильрейн16.
В деятельности психотехников и но-товцев 20—30-х гг. обнаружились суще ственные теоретические недостатки Ограниченность их методологическое базы проявилась в том, что решить i полном объеме основную задачу, поставленную развивающейся промышленностью, — комплексное изучение человеческого фактора — им так и не удалось. Однако они добивались определенных успехов, когда выходили ЗЕ рамки лабораторных исследований и сочетали методы научной организации труда с достижениями медико-биологических дисциплин.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Институциализация психотехники» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ISDN в Україні
Умови виникнення кредитної угоди
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Функціональні учасники інвестиційного процесу
Технічне забезпечення ISDN, підключення до Internet через ISDN


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП