После смерти Сталина и под влиянием XX съезда КПСС постепенно возобновились конкретные исследования социальных проблем. Как вспоминает В.Н. Шубкин: «Появление социологии, начало «конкретных социальные исследований» после смерти Сталина и XX съезда КПСС были неожиданными. И для власть предержащих, ибо она возникла не по велению сверху, как это было с научным коммунизмом, историей партии, истматом, а снизу. Возрождение социологии было сюрпризом и для западных политологов, советологов и социологов»66. Первый шаг к реабилитации эмпирической социологии был сделан в статье академика B.C. Немчинова «Социология и статистика» (1955)67, за которой последовал его доклад на заседании Президиума Академии наук СССР 23 декабря 1955 г. Видный экономист ратовал за возобновление социологических исследований, которые необходимы не только экономической науке, не и практике народного хозяйства. Вскоре его поддержал А.А. Зворыкин, утверждавший, что если на базе плохой буржуазной философии социологические исследования приносят миллиардные прибыли, то на базе хорошего истмата они могут давать еще больший эффект. Результатом их усилий явилось создание двух академических институтов — ЦЭМИ в первом случае и ИКСИ — во втором (в нем А. Зворыкин возглавил сектор социологии науки)68. Уже в 1950-е гг. в лексикон советского марксизма начинает проникать непривычный ему термин «конкретные исследования». С помощью подобных исследований прогрессивная прослойка в идеологическом отделе ЦК КПСС и Президиуме Академии наук СССР пыталась, вполне в духе времени, навеянном хрущевской оттепелью, избавиться от «догматизма, талмудизма и начетничества», быть ближе к народу, постигая «реальную жизнь советских людей». На международном совещании социологов в Москве в январе 1958 г. термин «социологические исследования» получил законные права и был введен в академический лексикон69. В 1960— 1970-х гг. говорили о кон к- Путинцев Ф.М. Методы изучения и критики сектантства// Коммунистическое просвещение. 1926. № 5. Шубкин В.Н. Возрождающаяся социология и официозная идеология // Российская социология ше- ^ сгидесятых годов: В воспоминаниях и документах. СПб.: РХГИ, 1999. С. 69. Немчинов B.C. Социология и статистика // Вопросы философии. 1955. № 6. 8 Бестужев-Лада И.К. Почему я не написал «историю Института социологии». [К истории ИКСИ 69 АН СССР] // Социологический журнал. 1995. №4. С. 183-189. Федосеев П.Н. Проблема мирного сосуществования в социологических исследованиях и в преподавании социологии // Вопросы философии. 1958. № 4. 233 ретно-социологическом исследовании, впоследствии, примерно к середине 1980-х гг., этот термин сходит на нет и вместо него употребляют выражение «эмпирическое исследование». Во многом переломным оказался визит советской делегации на III Всемирный социологический конгресс «Социальные изменения XX века», проходивший в Амстердаме (1956), результатом которого явилось осознание необходимости проведения социологических исследований и международного сотрудничества с зарубежными социологами. После учреждения в 1958 г. Советской социологической ассоциации (ССА) появился легитимный орган, ответственный за организацию и проведение эмпирических исследований. Вслед за тем формируются различные исследовательские структуры: группы, лаборатории, центры. В 1960-е гг. в нашей стране начал восстанавливаться статус социологии как социального института, вновь были возобновлены и стали активно проводиться конкретные социологические исследования. Так, в 1963 г. в Научно-исследовательском институте ЦСУ СССР, директором которого в это время стал А.Я. Боярский, был создан сектор демографии и трудовых ресурсов, позднее, в 1965 г., преобразованный в отдел демографии. По инициативе ЦК ВЛКСМ была даже создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько всесоюзных опросов молодежи, из которых особенно известен опрос, проведенный перед XV съездом ВЛКСМ в 1966 г. В 1968 г. на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова был создан Центр по изучению проблем народонаселения. Формальной точкой в многолетнем процессе реставрации эмпирической социологии в стране надо считать создание в 1968 г. Института конкретных социальных исследований Академии наук СССР. Правда, еще раньше, а именно 3 ноября 1951 г., наметился прорыв в области конкретных социально-экономических исследований. Совет Министров СССР принял постановление об улучшении организации исследований бюджетов рабочих, служащих и колхозников. В нем отмечалось, что основной задачей ЦСУ СССР в области бюджетной статистики следует считать разработку данных о бюджете квалифицированных и малоквалифицированных рабочих по отраслям промышленности, тружеников совхозов и колхозов по производственным направлениям и экономическим районам. Эти сведения, говорилось далее, должны характеризовать все доходы семей и все расходы по их назначению, личное потребление членов семьи, источники и размеры приобретения ими продовольственных и промышленных товаров. Количество обследуемых семей было доведено до 50 тыс., в том числе 15 тыс. семей рабочих промышленности СССР. Одновременно бюджеты стали исследовать по отраслям производства и группам квалификации. С 1960 г. начали обследоваться также семьи железнодорожников и строителей. В 1970— 1980-е гг. в стране ежегодно проводилось обследование 62 тыс. семейных бюджетов рабочих, служащих, инженерно-технических работников и колхозников70. В 1960-е гг. под руководством А.М. Востриковой ЦСУ СССР провело обследование рождаемости, фактически повторившее методику обследования С.Г. Струмилина 1934 г.71 Алексеев В.В., Букин С.С. Бюджетные обследования советских рабочих (репрезентативность, значение, методы анализа)//Источниковедение истории советского общества. Вып. 4. М.: Наука, 1982. С. 171-173. Вострикова A.M. Методы обследования и показатели рождаемости в СССР // Вопросы народонаселения и демографической статистики. М.: Статистика, 1966. 234 В 1960 г. при газете «Комсомольская правда» начал работать Институт общественного мнения (под рук. Б.А. Грушина). За первые два года своей деятельности Институт провел 8 всесоюзных опросов, используя различные модели выборки и методы сбора информации72. Газета предлагала вопросы, а читатели письменно отвечали, чаще подписываясь, реже анонимно. Разумеется, здесь не было никакой специальной выборки. Темы опросов 1960 — 1967 гг. следующие: отношение к войне и миру, изменение уровня жизни, «автопортрет молодого поколения», наиболее яркие события и выдающиеся личности XX века, досуг (преимущественно горожан), опрос коллективов коммунистического труда, локальный опрос школьников — на понимание устаревающих слов (например, бюрократ, хохол и Богородица)73. Грушинский институт инициировал создание исследовательских групп и лабораторий по всей стране. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ возникает группа социологических исследований под руководством В.Г. Васильева, после чего аналогичные структуры появились более чем в 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола, главной функцией которых было изучение общественного мнения молодежи по самым разным проблемам. В 1960-е гг. проведение конкретных социологических исследований становится все более массовым явлением в нашей стране. Стихийно складываются социологические центры: в Свердловске (М.Н. Руткевич), в Перми (3. Файнбург), в Ленинграде (В. Ядов и А. Здравомыслов), в Москве (Г. Осипов, Ю. Левада, Н. Наумова, В. Колбановский и др.), несколько позднее в Новосибирске (В. Шубкин, Т. Заславская, Р. Рывкина, В. Шляпентох) и Тарту (Ю. Вооглайд, М. Лауристин, П. Вихалемм). Здесь стали создаваться первые социологические подразделения (лаборатории, группы, секторы). В середине 60-х гг. социологическими исследованиями в стране занимались, по официальной, вероятно, завышенной оценке, две тысячи специалистов74. К этому времени был накоплен немалый опыт социологической работы. Проводились исследования общественного мнения и аудиторий центральных газет (Б.А. Грушин, В.Э. Шляпентох), ленинградский проект «Человек и его работа» (руководитель В.А. Ядов) в течение десятилетий служил методологическим эталоном для социологов, в Новосибирске активно изучались профессиональные ориентации школьников (В.Н. Шубкин), начал выпускаться сериальный сборник «Социальные исследования», социологическая библиотека к тому времени насчитывала уже десятки наименований75. В середине 60-х гг. появляется ряд работ, обобщающих итоги многих исследований. В 1964 г. выходит книга А.Г. Харчева «Брак и семья в СССР», в которой автор обобщил широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи. В 1965 г. был издан пятитомник избранных произведений С.Г. Струмилина. Заметным явлением в сфере социологии труда стали коллективные монографии «Копанка 25 лет спустя» (М., 1965), Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы исследований общественного мнения. М.: Политиздат, 1967; Капелюш Я.С. Общественное мнение о выборности на производстве. М., 1969. 1рушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4 кн. Жизнь 1-я. Эпоха Хру- ^ шева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 75 £азвитие исследований в области общественных наук // Вестник Академии наук СССР. 1966. № 5. тыгин ^" Преемственность российской социологической традиции // Социология в России /Под РОД. В.А.Ядова. М.,1998. С. 23-44. £35 «Рабочий класс и технический прогресс» (М., 1967) под редакцией Г.В. Оси-пова и «Человек и его работа» (М., 1967) под редакцией А.Г. Здравомысло-ва, В.А. Ядова и В.П. Рожина. В 1960—1980-е гг. изучением социально-экономических процессов на селе, специфики и образа жизни сельских тружеников, их трудовой деятельности занимались Е.И. Бабосов, Н.А. Васильева, П.П. Великий, С.Г. Ентелис, К. Исаев, В А. Калмык, Л.В. Корель, А.П. Кирсанов, Т.А. Кудрина, Б.П. Мельников, И.Б. Мичурин, Ю.Н. Никифоров, СИ. Семин, Н.В. Смирнов, В.Б. Самсонов, С.Н. Соскин, М.Г. Щадрин, П.К. Ферцев. Изучению взаимоотношения города и деревни в этот период были посвящены работы М.А. Базина, М.П. Василенко, П.М. Варзаря, Е.П. Губина, Р.Б. Камаева, А.П. Малиновского, А.С. Негру-ду-Водэ, Н.В. Островского, И.Ю. Сивченко, В.Т. Сака, В.И. Староверова, А.И. Тимуша, Н.В. Цуркану, Л.С. Флорентьева. Двухтомник «Социология в СССР» (1966)76 подводил своеобразный итог развития эмпирической социологии за предшествующее десятилетие. Эмпирические исследования, проведенные в ряде областей и регионов страны, касались закономерностей, форм проявления, механизмов социального развития рабочего класса, совершенствования профессионально-квалификационного состава рабочего класса. В книге подробно рассматривалось крестьянство, интеллигенция, социальные проблемы труда и отдыха, рабочего и внерабочего времени, города и деревни и др. Были представлены также первые опыты междисциплинарного подхода (экономико-социологического, социопсихологического). Эта работа, а также целая серия трудов, выходивших по итогам участия советских социологов во Всемирных социологических конгрессах интересны тем, что позволяют документирование рассматривать динамику ее развития по содержанию и объему проблематики, тематике исследований, их методологическому уровню, по характеру методов сбора и анализа первичной информации, по расширению географии исследований, а также в области освоения и разработки теорий среднего уровня и т.д.77 В этот период появилось много ярких ученых, среди которых наиболее известными не только в нашей стране, но и за рубежом стали Б.А. Грушин, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, АГ. Харчев, В.Э. Шляпентох, В.Н. Шуб-кин, В.А. Ядов и др. Ведущие социологи страны внесли заметный вклад в изучение и решение проблем методологии и методики проведения конкретных социологических исследований. В феврале 1966 г. в Ленинграде проходит симпозиум на тему «Опыт проведения конкретных социологических исследований в СССР» (600 участников), а в марте того же года симпозиум организуют в Москве (700 участников). В июне 1966 г. в АОН при ЦК КПСС проходил всесоюзный теоретический семинар «Конкретные социологические исследования и идеологическая деятельность». В апреле 1967 г. состоялось совещание в Сухуми по количественным методам в социологии. Им руководил А.М. Румянцев, который в эти же дни был избран вице-президентом АН СССР по общественным наукам. В подготовке совещания приняли участие Ю.Н. Гаврилец, Ф.М. Бородкин, В.М. Ква- 76 Социология в СССР. М.: Мысль, 1965-1966. Т. 1. ГоленковаЗ., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика//Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С. 56. 236 чахия, В.В. Колбановский. С тех пор конференции, семинары и «круглые стс лы» по методике и технике социологического исследования становятся регу лярными. В середине 80-х гг. в рамках Советской социологической ассоциа ции был создан особый исследовательский комитет (в течение нескольких ле его председателем был В.Г. Андреенков, с 1989 г. сопредседателями являютс Ю.Н. Гаврилец и Ю.Н. Толстова). Под эгидой комитета с середины 1980-х п в Москве (в ЦЭМИ и ИСАИ) работал семинар по математическим метода! в социологии. Разработками в этой области занимались и продолжают зани маются многие известные ученые: В.А. Ядов, И.М. Слепенков, Л.Я. Аверья нов, В.Г. Андреенков, Ф.Э. Шереги, В.Г. Гречихин, И.А. Бутенко, Г.С. Баты
гин, О.М. Маслова, М.С. Косолапов Г.И. Саганенко, Ю.Н. Толстова, Г.Г. Та тароваидр. Важную роль в разработке методико методологических вопросов эмпиричес кой социологии сыграл отдел методик! социологических исследований (отдо существовал до 1991 гг.) Института соци ологии АН СССР. Сотрудники отдел; изучали методические аспекты использования в социологии методов качествен ного регрессионного анализа (К.Д. Аргунова), типологию шкал (М.С. Косола пов), вопросы оцифровки и сравнения различных парных коэффициенте! связи (О.В. Лакутин), проблемы типологического анализа (Г.Г. Татарова), социологического измерения (Ю.Н. Толстова). В 1990-егг. руководимая М.С. Ко-солаповым группа сотрудников ИСАН совместно с выдающимся специалистом в области выборочных методов Л. Кишем (Мичиганский университет Анн Арбор) создала первую в России надежную общероссийскую выборку, основанную на отборе хозяйств. Институт опубликовал немало работ, которые создавали основу математико-социологической культуры того времени. Ленинградская социологическая школа (филиал ИСАН, лаборатория В.А. Ядова) с 1960-х гг. проводила интенсивную работу в области измерения социологических показателей (Г.И. Саганенко, Б.З. Докторов), факторного и путевого анализа (B.C. Магун), многомерного шкалирования и нелинейного типологического анализа (В.Т. Перекрест), энтропийного анализа (О.И. Шкаратан и И.Н. Таганов). На волне политической «оттепели» появились крупные исследования в сфере труда, давшие заметный толчок развитию прикладной социологии. Конкретные результаты были получены при исследовании проблем рабочего и внерабочего времени (Институт экономики Сибирского отделения АН СССР), подъема культурно-технического уровня рабочего класса (Уральский университет), процесса превращения труда в первую жизненную потребность (Педагогический институт Красноярска). В конце 50-х — начале 60-х гг. сотрудники сектора социологических исследований Института философии АН СССР (А.А. Зворыкин, Г.В. Осипов, И. И. Чангли и др.) провели комплексное изучение новых форм труда и быта на предприятиях Москвы, Горьковской области и других регионов страны. Специалисты Московского университета под руководством Г.М. Андреевой исследовали социальные проблемы автоматизации производства на Первом шарикоподшипниковом заводе (Москва). 237 Активная работа в области социологии науки на рубеже 1960 — 1970-х гг. начала разворачиваться в Ленинграде. Она связана с именами Ю.С. Меле-щенко, И.И. Леймана, И.А. Майзеля, С.А. Кугеля, М.Г. Лазараидр. В 1968 г. был создан первый в стране сектор социологии науки ЛО ИИЕТ, который возглавил С.А. Кугель. Здесь занимались анализом науки как социального института, проблемами адаптации молодежи в науке, социального обеспечения новых научных направлений, формирования научных школ, структуры и мобильности научных кадров. Согласно данным Н.В. Пилипенко, в 1960-е гг. в стране существовали около 160 лабораторий и отделов по социологии при обществоведческих институтах АН СССР и республиканских академиях наук, а также вузах, свыше 40 институтов и советов по социологическим исследованиям на общественных началах при республиканских, краевых и областных комитетах партии. Исследования социологического характера вели многие научные институты ведомственного подчинения, крупные предприятия, агропромышленные комплексы. В середине 60-х гг. уже оформились московская, ленинградская, новосибирская, свердловская, уфимская, минская, таллинская, тбилисская, кишиневская, киевская социологические школы в виде научных сообществ. «Большинство этих подразделений пытались исследовать социальные проблемы, связанные с деятельностью человека, его положением в обществе, трудовом коллективе, в семье, с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями и степенью их реализации, с его отношением к самому себе, к различным явлениям и процессам, происходившим в нашем обществе. Однако качественный уровень социологических исследований нередко оказывался низким, выводы носили локальный характер. Отсутствовал единый методологический инструментарий, не позволявший обобщать эмпирический материал, собранный по одной и той же проблеме... Был и большой дефицит подготовленных социологов. Поэтому вместо объективной информации многими социологическими подразделениями собиралась информация субъективная, представлявшая из себя совокупность однотипных суждений лиц по тем или иным социальным вопросам, которую невозможно было использовать для принятия управленческих решений (не только директивными органами в центре, но часто и в регионах»78. В ходе конкретных социальных обследований были получены значительные научные результаты. Так, при изучении культурно-технического уровня рабочего класса группа уральских социологов (М.Т. Иовчук, Л.Н. Коган, Ю.Е. Волков) на большом эмпирическом материале показала, что на смену расчленению труда между отдельными рабочими приходит процесс овладения несколькими специальностями, сочетания функций различной сложности, создающий объективные условия для повышения общекультурного и производственно-технического уровня рабочих. С середины 60-х гг. социологические исследования села касались таких тем, как: 1) социальная структура сельского населения; 2) миграция сельского населения в города; 3) бюджеты времени и образ жизни сельского населения; 4) труд в сельском хозяйстве, трудовые Пилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической науки в СССР (1968—1978 годы) // Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах СПб: РХГУ, 1999. С. 331-332. 238 коллективы колхозов и совхозов, управление производством; 5) уровень жиэ ни сельского населения, личные подсобные хозяйства, семейная экономика7 На промышленных предприятиях Горьковской области в 1960—1964 п Г.В. Осипов, В.В. Колбановский, С.Ф. Фролов и др. изучали влияние на учно-технической революции на развитие рабочего класса. Изменения
содержании труда, происходящие на автоматизированном производстве, измерялись по соотношению затрат умственного и физического труда. Как полагали исследователи, «был эмпирически зафиксирован один из важнейших результатов научно-технической революции в промышленности — появление новой группы рабочих, в содержании труда которых на качественно новом, прогрессивном уровне сочетаются умственные и физические операции». В 1961 — 1965 гг. в Ленинграде было проведено изучение отношения к труду молодых рабочих, в 1976 г. осуществлено повторное исследование этой проблемы и выявлен ряд существенных закономерностей формирования социальных установок к труду. В частности, анализ ценностных ориентации обнаружил заметный сдвигу современных рабочих в сторону сбалансированного интереса и к содержанию работы, и к материальному вознаграждению. В начале 1960-х гг. в Академгородке под Новосибирском под руководство! В.Н. Шубкина были начаты крупные исследования социологических прс блем образования80. Изучались объективные и субъективные факторы, вли яющие на систему образования в целом, профессиональные склонности вы пускников средних и неполных средних школ, выбор профессии, трудоуст ройство, жизненные пути молодежи; престиж различных занятий и видо труда; социальная, профессиональная и территориальная мобильность; эф фективность производственного обучения в школах, проблемы профессис нальной ориентации. Новосибирское исследование В.Н. Шубкина получи ло высокую оценку в США и было названо социологической классикой81. П новосибирской методике стали проводить исследования в других региона страны. Исследования проводились в Ленинградской области, в десяти об ластяхцентра России, в Латвии, Эстонии, Узбекистане, Таджикистане, Ар Рывкина Р. Социология села// Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и до1 go M.: Изд-во ИС РАН, 1998. С. 163. Шубкин В.Н., Артемов В.И., Москаленко Н.Р., Бузукова Н.В., Калмык В.А. Количественные м( тоды в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии // Колит сгвенные методы в социологических исследованиях / Под ред. А.Г. Аганбегяна и В.Н. Шубкин 81 Новосибирск: НГУ, 1964. Lear J. An interrogation of public opinion in the USSR // Saturday Review. 1968. 5 oct. 239 мении, среди малых народов Сибири и Дальнего Востока. В последующий период (1970 — 1980 гг.) количество публикаций по социологии образования увеличилось в два с лишним раза и, достигнув максимума в 1975 — 1979 гг., стабилизировалось на уровне примерно 150 в год82. В 1958 — 1962 гг. были предприняты первые попытки использования бюджетов времени для решения урбанистических проблем, а именно определения планировочной структуры городов, расчета и размещения учреждений обслуживания и др.83 Систематические исследования города велись Ленинградским зональным институтом типового и экспериментального проектирования, Ленинградской кафедрой философии АН СССР, позже — Институтом социально-экономических проблем АН СССР, десятками ведомственных проектных институтов. Основные усилия были сосредоточены на разработке планов социального развития городов. В 1965 г. О.Н. Яниц-кий через газету «Неделя» провел опрос общественного мнения населения 30 городов об организации общественного обслуживания84. А.В. Баранов и Ж.А. Зайончковская предприняли серию полевых работ, посвященных формированию социальной структуры новых городов, проблемам приживаемости новоселов, адаптации к городскому образу жизни85. В 1969 г. в Институте международного рабочего движения, а затем и некоторых других институтах АН СССР были созданы секторы социологии города. С начала 70-х гг. в институтах Академии строительства и архитектуры СССР, ведомственных проектных институтах почти повсеместно были созданы подразделения, занимающиеся прикладными градо-социологическими исследованиями. Согласно расчетам О.Н. Яницкого, за период 1969 — 1989 гг. в стране было издано более 150 монографий и сборников по урбансоциологии, а с учетом ведомственных изданий и междисциплинарных работ — более 30086. Либерализация духовной обстановки, последовавшая после XX съезда КПСС, оживление поэтических движений, пробуждение массового интереса к философии, литературе и культуре свидетельствовали о начале строительства в СССР гражданского общества. Оно еще было крайне хрупким и существовало преимущественно в трех видах: а) аудитории центральных газет, тиражи которых значительно выросли; б) студенческих кружков и сообществ, проводивших коллективные дискуссии, круглые столы, встречи с общественными деятелями; в) поклонников знаменитостей (театра, кино, литературы), формировавших первые фанатские тусовки, группы по интересам и выступавших мощными катализаторами неполитических коммуникаций. Социологи не могли остаться в стороне от происходивших в советском обществе процессов. Они выступали инициаторами опросов общественного мнения, руководство газет привлекало их к изучению читательских предпоч- - Социология образования. Библиографический указатель публикаций на русском языке / Отв. ред. B.C. Собкин. М: ЦСО РАО, 1993. С. 4. Статистика бюджетов времени трудящихся / В.А. Артемов, В.И. Болтов, О.В. Вольская, Л.С. Колобов, А.Г. Пусеп, А.И. Сидляренко, О.Н. Яницкий. М.: Статистика, 1967. Социальные проблемы жилища / Научн. ред. А.Г. Харчев и др. Л., 1969. Баранов А.В. Социально-демографическое развитие крупного города. М.: Финансы и статистика. 1981; Зайончковская Ж.А. Новоселы в городах (методы изучения приживаемости населения). М.: Статистика, 1972. Яницкий О. Социология города// Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и Доп. М.: Изд-во Инс-та социологии РАН, 1998. С. 148-159. 240 тений, ценностных ориентации и духовных запросов самых разных слое населения. В исследованиях аудитории центральных газет активно испол! зовалось анкетирование и интервью как по месту жительства, так и по мест работы. Проводились и почтовые опросы. При обследовании читательско аудитории «Правды» анкеты были доставлены подписчикам вместе с номе ром газеты из расчета одна анкета на 50 подписчиков87. При аналогично] обследовании в «Литературной газете» было разослано по почте 80 тыс. ан кет, а получено обратно только 5 тыс. Исследование читательской аудито рии газеты «Правда» включало 6 ступеней по региональному признаку, был задействовано 47 страт по социально-экономическим критериям, из кото рых с помощью процедуры контрольного отбора было выделено 2088. В кон це 1960-х гг. одним из наиболее заметных событий являлся опрос читателе] центральных газет (по общенациональной выборке), которым руководи, сотрудник ИКСИ АН СССР В.Э. Шляпентох, а в Ленинграде опросы теле зрителей в это время проводил Б.М. Фирсов. Для измерения общественных процессов использовались методы адрес ных почтовых опросов, анкетирование. Применялись также и экспертны оценки. Но анкетный опрос и формализованное интервью оставались самым! распространенными в практике эмпирических исследований приемами Интервьюеры привлекались к исследованиям, как правило, на обществен ных началах. В ходе фундаментальных исследований оттачивался методичес кий инструментарий эмпирической социологии и решались принципиаль ные методологические вопросы. Именно так строились регулярные научньк семинары в рамках проекта «Таганрог», которыми тогда (1967) руководш Б.А. Грушин. По существу они стали крупнейшей по тем временам исследо вательской методологической лабораторией. Результаты ее деятельности опубликованные в сборнике «47 пятниц»89, сыграли роль учебного пособш для целого поколения советских социологов. В 1960—1970-е гг. в советской социологии достаточно четко обнаружилис! пять региональных научных школ: ленинградская, новосибирская, москов екая, уральская и таллинская. Каждая из них, несмотря на общее тематическое поле, присущее всей советской социологии труда, характеризовалас! некоторым «проблемным уклоном», т.е. предпочтением нескольких тем которые изучались особенно глубоко и где было достигнуто наибольшее продвижение. Так, в новосибирской школе доминировала аграрная социология (Т.И. Заславская), социальное планирование (В.И. Герчиков), социо- Руководитель этого исследования В. Шляпентох, тогда работавший в Академгородке под Новосибирском, перед опросом читателей «Правды», органа ЦК КПСС, встретил недоверие со стороны редакции. Партийные журналисты полагали, что отлично знают свою аудиторию и опрос не нужен. Тогда В. Шляпентох предложил редакторам отделов самим заполнить анкету для читателя, указать г. процентах ожидаемые распределения ответов по всем пунктам и оценить степень уверенности Е своем прогнозе. Эти, скажем, экспертные оценки читательской аудитории были положены в сейф главного редактора и спустя время, в присутствии тех же лиц были сопоставлены с полученными при опросе читателей данными. Редакция была в шоке (см.: Мансуров В., Петренко Е. Изучение общественного мнения традиции // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и 8g доп- М: Изд-во Инс-та социологии РАН, 1998. С. 577). Читатель и газета: Итоги изучения читательской аудитории центральных газет. Читатели «Извес-тий» и «Литературной газеты». М.: 1969. Вып. 2. 4/ пятниц. Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов (программы и документы исследования). М.: ССА, 1969. Вып. 1. 241 логия управления (Р. Рывкина), социальный конфликт (Ф. Бородкин). В уральской школе наиболее продвинутыми областями оказались культура труда (Коган) и социальное планирование (Антов). В таллинской школе наиболее усиленно изучались профессиональные ориентации и мобильность (X. Титма) и прикладные аспекты управления (социологи фирмы «Май-нор»)90. Сибиряками были построены типологии практически всех уровней структуры села: сельских регионов (Т. Заславская, С. Крапчан91), сельских административных районов (В. Федосеев), сельских поселений (Е. Горячен-ко92), аграрных городов (А. Троцковский), типов сельскохозяйственных предприятий (П. Колосовский, Л. Косалс93) и типов поведения, например, типология сельских потребителей товаров и услуг (В. Тапилина, Л. Хахулина, Т. Богомолова), образа жизни (Р. Рывкина, А. Артемов94), семейных экономик (А. Шапошников). Кроме того, в Сибири изучались проектирование и застройка сельских населенных пунктов95. В Эстонии под руководством М.Х. Титмы изучались ценностные ориентации при выборе профессии96. В Ленинграде большую работу по социальным проблемам высшей школы и молодежи вели Л.Н. Лесохина, В.В. Водзинская, В.Т. Лисовский97. Интересные исследования по проблемам молодежи и студенчества осуществлялись на Украине98. В Москве начались социально-педагогические обследования под руководством Р.Г. Гуровой99. На Урале исследования жизненных путей учащихся проводила Ф.Р. Филиппова.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»