Большое развитие конкретные социологические исследования получили в СССР после победы Октябрьской Социалистической революции. В 20—30-х гг. было издано более 300 различных книг и брошюр, в которых освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов, разрабатывались методики и техники этих исследований. Сравнивая его с предшествующим, дореволюционным периодом, следует отметить, тем не менее, некоторое понижение теоретико-методологического и эмпирического уровня научных исследований. Объяснение, видимо, надо искать в объективных переменах, произошедших в стране после 1917 г. Нарушилась преемственность идей и кадров в отечественной науке, и не только в гуманитарной. Разрыв поколений чувствовался везде. В 1922 г. за границу выслана элита русской интеллигенции, что незамедлительно сказа- 31 Святловский В.В. Фабричный рабочий. Варшава, 1889. С. 8. 220
лось и на социально-психологической атмосфере в научных кругах, и на уровне доверия властям, и на качестве научных публикаций. Место объективного анализа заняли пропагандистские реляции в пользу победившего пролетариата. Реальные недостатки, а то и серьезные промахи властей стали все больше замалчиваться. Героический пафос созидания и построения нового общества перевешивал научные доводы и убедительность эмпирических фактов. Чувствуется изменение методологических установок научного исследования: факты просеиваются, на поверхности остаются лишь те, что подтверждают преимущества социализма. Фактические свидетельства о реальных проблемах и кризисе подаются как показатели временных затруднений, переживаемых советским строем. Затруднений, которые, — в этом практически все авторы искренне уверены, — будут вскоре успешно преодолены. Таким образом, социально-экономическим проблема! начал придаваться эпизодический характер. 1920—1930-е гг. можно назвать серебряным веком отечественной социоло гии. Это один из самых насыщенных научными поисками, философским] дискуссиями, разнообразием школ и направлений, обилием оригинальной i передовой литературы, широким экспериментированием период в развита] отечественной науки. В первые два десятилетия советской власти развита! социологии шло достаточно активно. Социологи продолжали работу, начатук еще до революции, пытаясь найти свое место в новом обществе: в теоретичес ком осмыслении происходящего, в подготовке социологов-профессионалов в эмпирическом изучении социальных процессов. В начале 20-х гг. еще про должали выходить социологические монографии, учебники и статьи П. Со рокина, Н. Кареева, В. Хвостова, Н. Первушина и др. Активно развивалис! эмпирические социологические исследования. Только в одной тематическое области, согласно данным М.А. Смушковой, за 7 лет (с 1918 по 1925 г.) былс опубликовано 186 работ об изучении народного читателя32. 20-е гг. — самый интересный и плодотворный период в отечественной науке управления. Тогда были разработаны теоретические концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Ни до, ни после этого наша наука не знала столь небывалого подъема. Короткий период в 10— 15 лет дал нам подлинные образцы социологии эффективного управления, которые в последующие 50 лет не только не были развиты, но фактически полностью утрачены. В те годы существовало около 10 научно-исследовательских институтов НОТ и управления, тысячи бюро, секций и УШКова М.А. Первые итоги изучения читателя. М.— Л.: Гос. изд., 1926. С. 5. 221 лабораторий НОТ — первичных ячеек массового рационализаторского движения; по проблемам управления и НОТ выходило около 20 журналов. В 20-е гг. теоретические основы науки управления в широком смысле слова — от управления всем народным хозяйством до руководства отдельным предприятием, государственным учреждением и деревенским хозяйством — развивали такие крупные ученые, как А. Чаянов, Н. Кондратьев, С. Струми-лин, А. Гастев, А. Богданов. Каждый из них представлял собой неповторимую индивидуальность, яркий исследовательский и публицистический талант, оставивший заметный след в истории. Не менее яркими фигурами представлен и второй эшелон управленцев — Ф. Дунаевский, Н. Витке, П. Керженцев, А. Журавский, О. Ерманский, если к ним вообще применимо понятие «второго эшелона». Они проводили серьезные научные исследования, публиковали книги и статьи, возглавляли институты и комитеты, выступали пропагандистами нового стиля управления. Сюда можно причислить плеяду крупных психологов, занимающихся психотехникой, профессиональным отбором, изучением человеческого фактора — В. Бехтерев, А. Кларк, А. Лурия. Практическими проблемами управления вплотную занимались видные политические деятели — В. Куйбышев, Н. Бухарин, Ф. Дзержинский, одним из лидеров нового поколения стал А.К. Гастев. Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е гг. был А.К. Гастев. Гастев Алексей Капитонович (1882 — 1941), ученый, экономист, социолог. Он был активным деятелем революционного и рабочего движения в России, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Костроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где окончил Высшую школу социальных наук), а после Октября — один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В. Маяковский и А.В. Луначарский, Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультсветовского движения. С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Был репрессирован и погиб в сталинских лагерях. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТ подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Разработки Гастева получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах. Раздел «Прикладные исследования» в основном посвящен результатам практического внедрения цитовских орга-станций на предприятиях и в учреждениях. Они и сегодня могут служит образцом подлинной науки, ориентированной на решение злободневных проблем. В центре внимания А. Гастева — конкретные вопросы организации и культуры труда, прикладная социология и социальная инженерия. Он провозг- 222 лашал наступление новой эпохи, где нет места трудовой расхлябанности, культурной отсталости и ленности. Вместе с ними должна исчезнуть и старая буржуазная социология — созерцательная, оторванная от жизни, непрактичная. Гастев предлагает отказаться от «глубинных познаний» существа труда, а исследовать лишь «реакции работника» в рамках конкретных производственных операций. В духе А. Гастева рассуждали большинство советских нотовцев той поры. особенно сторонники Лиги «Время», сочетавшие в своей деятельности эффективные практические методы с яркой агитационной работой на местах, Характер эпохи передают не только публикации серьезных монографий, не и хроника научной жизни, повествующая о бесконечных конференциях, заседаниях, производственных совещаниях, встречах. Из нее в Антологию, за неимением места, вошли лишь сообщения о деятельности научных институтов, лабораторий и ячеек НОТ. Кстати сказать, производственные совещания 20-х гг. напоминают возникшие во второй половине XX в. японские кружки качества: те и другие обсуждали конкретные предложения рядовых работников, привлекая их к активному участию в принятии управленческих решений. В 1920—1930-х гг. отечественные ученые продолжают заниматься изучением рабочего класса и его жизненного уклада, собирают данные об условиях труда и производственного быта, о жилище и питании, а также некоторые данные, характеризующие уровень культуры рабочих33. В общей панораме изучения условий труда и жизни рабочего класса выделяется книга Е.О. Кабо о быте русских рабочих34. Она явилась результатом годового бюд-жетно-статистического обследования большого коллектива людей35, значительно обогащенного опросами и личными наблюдениями регистраторов в ходе производимой ими работы. Обследование базировалось на годовых бюджетах рабочих. Респонденты делали ежедневные записи доходов и расходов семьи на специальных бланках, регулярно проверяемых (4—5 раз в месяц) прикрепленным к семье регистратором. Кроме того, регистратор проводил анкетирование на различные темы. Е. Кабо дала развернутую картину домашнего быта, семейных отношений, общественного и культурного облика рабочей семьи. В это время в числе прочих выделяется особое направление, которое Р. Рывкина именует партийно ориентированными исследованиями села36. В книге руководителя Комиссии ЦК РКП(б) М.М. Хатаевича «Партийные См. сборники: «Санитарные условия труда и быта, физическое развитие и заболеваемость промышленных рабочих Сибири». Т. 1 «Черемховский каменноугольный бассейн и Хайтинская фарфоро-**" фабрика». Иркутск, 1928; т. II «Анжеро-Судженский район Томского округа». Новосибирск, 1<т- ?руд и ЗД0Ровье мартеновских рабочих Верх-Исетского завода „Красная кровля". Свердловск, к цоянов Л.К. Санитарно-техническое описание Коломенского машиностроительного заво-if3 ,Р?омна> 1926; Мейбаум Р.И. Очерк быта торфяников на шатурских государственных разработ- 34 .5х" "*■> 1922; Либерман Л. Труд и быт горняков Донбасса прежде и теперь. М., 1929 и др. TI . • Очерки рабочего быта. Опыт монографического исследования домашнего рабочего быта. м г !■ М., 1928. Л г5>сЗавлении программы обследования, помимо автора, принимали участвовали В.Л. Беленький, ЛИ к резанский> В.А. Зайцев и Ф.М. Шофман. В обследовании принимали участие статистики 3 И £ерезанский З.В. Городецкая, Е.Н. Зерчанинова, Е.М. Иттина, A.M. Мейер, А.Я. Минц, х р-«. Прокопович и М.В. Рыжик. ьюкина р. Социология села// Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. т- Изд-во ИС РАН, 1998. С. 161. 223 ячейки в деревне»37 приводится организация и методика сбора информации, а также обобщаются некоторые фактологические данные. Такие исследования инициировались РКП(б) и стимулировались ее политикой в деревне38. В частности, по постановлению XI съезда партии, при ЦК РКП(б) была создана специальная комиссия, которая организовала серию обследований села в разных районах страны. По единой программе описывались деревни Иваново-Вознесенской, Саратовской, Алтайской и других губерний, а также Башкирии, Туркестана, других национальных районов39. В октябре 1918 г. был организован Социо-Библиографический институт (сокращенно его называли Инсоцбибл). В 1919 г. после годичного существования Институт, приняв в свои ряды известных социологов (К.М. Тахтаре-ва, Н.Л. Гредескула и П.А. Сорокина), был преобразован в Социологический институт40. Наряду с переводческой, лекционно-пропагандистской и научно-библиографической деятельностью Институт вел исследовательскую работу по сбору эмпирических данных о самых разных сторонах жизнедеятельности общества. В том числе по инициативе П. Сорокина были проведены анкетные обследования уровня жизни и социально-экономического положения населения Петрограда за годы войны и революции4'. Информация о социальном составе, настроениях и общественном мнении населения систематически собиралась с 1918 г., когда был создан Информационный отдел ЦК РКП(б), рассылавший вопросники по губернским комитетам партии и даже пытавшийся проводить еженедельное анкетирование «по вопросам общего состояния работы на предприятии, настроения рабочих и служащих». Уже тогда был поставлен вопрос о качестве сведений и вполне осознана необходимость разработки «однотипной информационной схемы». Вероятно, наибольшие успехи в этой работе были достигнуты Политуправлением Красной Армии, проводившим организованные анкетные опросы личного состава и выпускавшим информационный бюллетень. В марте 1921 г. была предпринята попытка создать государственную систему социально-политической информации, ядром которой стали органы ВЧК. С этого времени Информационный отдел ВЧК ОГПУ собирал ежедневные, еженедельные и ежемесячные сводки и на их основе составлял месячный обзор «Политсостояние СССР» (включавший, кроме текста, табличные материалы). Информация органов госбезопасности по праву считалась более надежной по сравнению с партийными политсводками, поскольку использовались такие приемы, как сеть осведомителей (своего рода включенное наблюдение), перлюстрация переписки и т.д.42. После Октябрьской революции активно продолжалось изучение медико-биологических, психиатрических проблем суицидального поведения, начатое еще в дореволюционный период. Важнейшим шагом в социологическом их 37 Хатаевич М.М. Партийные ячейки в деревне: по материалам обследования комиссиями ЦК РКП(б)и ЦКК. Л.: Госиздат, 1925. 38 Большаков A.M. Советская деревня (1917-1925). Экономика и быт. 2-е изд. Л.: Прибой, 1925.Рывкина Р. Социология села // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допМ.: Изд-во ИС РАН, 1998. С. 162. 40 Наука и ее работники 1920. № 1. С. 24-26. 41 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX — XX вв. М: Онега, 1995. С. 32.Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России / Подред. В.А.Ядова. М., 1998. С. 23-44. 224 исследовании явилось создание в 1918 г. в составе Центрального статистиче кого управления (ЦСУ) отдела моральной статистики во главе с М.Н. Герн том. В 1922 г. вышел первый выпуск «Моральной статистики», включивии сведения о самоубийствах и социально-демографическом составе суициде] тов. В трудах М.Н. Гернета анализировались статистические данные о потре( лении алкоголя и преступлениях, связанных с ним43. Летом 1924 г. в Моек учреждена Научно-исследовательская комиссия по изучению факторов и бы проституции, под эгидой которой было организовано основательное исслед! вание представительниц самой древней профессии (опрошена 671 женщин занимавшаяся проституцией в Москве)44. В 1926 — 1927 гг. в Харькове бьи проведено обследование 177 проституток. Помимо социально-демографиче^ кого состава опрошенных, выяснялись материальные и жилищные услови возраст начала сексуальных контактов, их частота на момент опроса, мес поиска клиентов, потребление алкоголя, наркотиков, заболеваемость венер! ческими болезнями. Материалы обследования 400 кокаинистов в 1926 г. обо! щил A.M. Рапопорт, а М.Н. Гернет проанализировал результаты обследов; ния наркомании среди беспризорных Москвы. Тесную корреляцию меж; наркотизацией населения и социально-бытовыми условиями установил в т время А.С. Шоломович. Связь наркотизма и преступности обнаружили в св< их исследованиях М.Т. Белоусова (1926) и П.И. Люблинский (1925). В 1920-е гг. широко проводились исследования потребительских 6IOJ жетов населения и бюджетов времени, условий жизни и быта различных с( циатьных слоев населения, их культурных и общественно-политическр потребностей, среди авторов которых можно выделить фамилии С.Г. Стр; милина, Е.О. Кабо, А. Стопани, Л.Е. Минца, И.Н. Дубинской, Г.С. По.! ляка, В. Зайцева, А.Н. Челинцева, И. Вовси, А.В. Чаянова, и многих др; гих45. Подобные исследования организовывались Статистическим отдело Народного комиссариата труда, Центральным статистическим управле нием, Центральным бюро статистики труда. Они заложили основу для пс явившихся уже в послевоенное время таких тематических направление как социологическое изучение образа и уровня жизни, досуга, семьи, пс требления. Под руководством С.Г. Струмилина бюджетные обследования провод!-лисьв 1922 г. в Москве, Петрограде, Иваново-Вознесенске; в 1922—1924 гг. в Москве, Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Нижнем Новгороде, KocTpoiv и других городах (625 бюджетов); в 1930 г. — в тех же городах (1536 бюджс Гернет М.Н. Избранные произведения. М.: Юридическая литература, 1974. Проституция и преступность / Отв. ред. И.В. Шмаров. М.: Юридическая литература, 1991. С. 99-12 Гумилевский Н. Бюджет служащего к началу 1925 года // Вопросы труда. 1925. № 7-8. С. 80-8 Эвард Л. Бюджет казанского рабочего (к началу 1924 г.) // Вопросы труда. 1925. № 5-6. С. 221 -22 Чаянов А. Бюджетные исследования. История и методы. М., 1929; Котомин М. Бюджет безрабо ного по г. Иваново-Вознесенску в 1922 и 1923 гг. // Вопросы труда. 1924. № 5-6. С. 88-93; Филиг поваН. Питание городских рабочих в 1918 г.//Организация труда. 1921. Кн. 2. С. 60-66; Вовси 1 ьюджет служащего к началу 1924 года // Вопросы труда. 1924. № 11. С. 66-76; Минц Л.Е. Кг живет безработный (бюджеты безработных) / С предисл. С.Г. Струмилина. М.: Вопросы труда, 192 Дуоинская И. Рабочие бюджеты Харькова в феврале 1920 года // Материалы по статистике труда г Украине. 1920. Вып. 1. Август. С. 44-59; Ильинский В. Бюджет рабочих ССССР в 1922-1926 года j/q •;Госиздат, 1928; Овсянников В. Довоенные бюджеты русских рабочих // Вопросы труда. 192 • г,„" 1 пХ',-^~60; Трусевич. Бюджет текстильщиков фабрики «Пролетарка» (г. Тверь) // Вопросы тр; да. 1У25. № 2. С. 47-52 225 тов); в 1931-1932 гг. в Ленинграде (1135 семей); в конце 1923 г. и 1930 г. — исследование бюджетов времени семей служащих в Москве и Ленинграде; и крестьян в 1923 г. и колхозников — в 1933 и J 934 г. Впервые были получены данные о распределении суточного времени на различные виды деятельности, связанные с трудом, бытом и отдыхом у рабочих, крестьян и служащих46. После этих исследований сформировалась знаменитая трехчастная парадигма бюджета времени Струмилина, легшая затем в основу более поздних, уже послевоенных, исследований: оплачиваемая работа (8 часов), сон (8 часов), домашний труд и отдых (8 часов). В теоретико-методологическом плане принципиально важны два достижения С. Струмилина: 1) научное доказательство равенства между трудом и обслуживанием, работой на производстве и в домашнем хозяйстве (до него значение домашнего труда марксистами принижалось); 2) приравнивание по методологической ценности исследования бюджетов времени к денежным бюджетам (до него вторыми почти никто не занимался). В течение 1922 — 1934 гг. разными учеными было изучено более 100 тыс. суточных бюджетов времени разных слоев населения и на основе этого опубликовано около 70 работ по этой проблеме (С.Г. Струмилин, Я.В. Видревич, B.C. Овсянников, В. Михеев и др.). Специально по заданию ЦК РКСМ в 1924 — 1925 гг. были проведены исследования бюджетов времени комсомольских активистов, пионеров и школьников. Для изучения бюджета времени детей и подростков даже специально был создан педагогический отдел в Научно-педагогическом институте, которым руководил М.С. Бернштейн (в нем работали A.M. Гельмонт, Н.А. Бухгольц, Н.Н. Иорданский и др.)47. Новое направление породило нетрадиционные методологические решения. Методы сбора информации здесь представляют сложное сочетание самонаблюдения, ретроспекции и различных модификаций метода опроса: от самосчисления (анкетирования) до экспедиционного варианта опроса (формализованного интервью). В основе таких исследований лежит принцип баланса всех временных затрат, ограниченных изучаемым отрезком времени: сутки, неделя, месяц, год48. Характерной чертой бюджетных исследований 1920-х гг. является то обстоятельство, что они были ориентированы не на крестьянство, как в дореволюционный период, а на рабочий класс49. Нельзя сказать, чтобы бюджетная тематика являлась самой распространенной или модной, но большое количество работ тех лет, посвященных изучению уровня жизни населения с помощью бюджетной методологии, — последняя страница истории социологии бюджетов как отрасли экономической социологии. В 60—80-е гг. акценты резко смещаются с изучения уровня жизни на исследование образа жизни, построенные исключительно на анализе распределения времени в течение суток. Переакцентовка с рублей на часы — вовсе не безобидный в научном плане шаг. Он знаменовал уход от самых острых и опасных тем к са- 46 Струмилин С.Г. Избранные произведения. М.: Наука, 1964. Т. 3. Социология: история, основы, институционализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А. Ядо-ва. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 70-103. пик исследований рабочих бюджетов приходится на короткий период с 1917 по 1935 г. 226 мым рутинным, зато безопасным проблемам, разрыв научной традиции, потерю завоеванных позиций. Неслучайно возвращение к проблемам бедности и неравенства в 90-е гг. у отечественных социологов произошло почти с чистого листа: статистическая база, созданная в до- и постреволюционный период, оказалась невостребованной, так как сравнивать полученные тогда показатели уровня жизни было уже не с чем (в 90-е гг. статистики, широкомасштабной и объективной, по бедности не сформировалось). Немало внимания в первой половине 1920-х гг. уделялось самой острой социально-экономической проблеме Советской России — безработице50: здесь и статистика безработицы, и бюджеты безработных, и так называемый институт трудового посредничества, т.е. биржи труда, трудности и результаты их работы (работы Я.И. Гиндина, Л.Е. Минца, И. Ходоровского, П. За-водовского, Э. Шрейбера, В.А. Гагена, Н. Целикова, Н. Филипповой, Е. Мо-хова, А.И. Исаева, A.M. Аникста и др.)51. Многочисленные статьи и небольшие заметки с мест публиковались на страницах журналов «Голос работника», «Вопросы труда», газеты «Трудовой посредник». Они дают богатый фактический материал о реальном состоянии дел в губерниях и свидетельствуют о нарастающей угрозе безработицы. В библиографии по рынку труда, составленной А. Исаевым в 1925 г., указано более 120 работ, посвященных вопросам организации и реорганизации трудового посредничества в 20-е гг., и более 100 работ непосредственно о деятельности бирж52. Возможно, именно в 1920-е, а не в 1990-е гг., когда численность безработных была в несколько раз больше, страна имела самую обширную статистико-эмпирическую базу данных о проблеме безработицы. Л.Е. Минц проводил исследование бюджетов безработных в течение трех лет — с 1924 по 1926 г. Излагая содержательный материал, Минц сопровождает его методическим комментарием, сообщает о восприятии вопросов опрашиваемыми, приводит примеры затруднений или неправильного понимания смысла вопросов, ограничения, связанные с особенностями опроса. Переписи населения, проведенные в СССР в 1920 и 1926 г., помогли получить интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, культуры, образования и т.д. Часто для тех же целей использова- Численность безработных в первые годы советской власти колебалась. В 1918 г. безработных в стране насчитывалось 1,5 млн. человек, в 1919 г. зарегистрировано 1,2 млн. (хотя предложение рабочих мест составляло 1,4 млн вакансий), в 1920 г. — 1,0 млн., в 1924 г. — 1,4 млн. Профессиональный состав зарегистрированных безработных в 1918 г. был следующим: квалифицированные рабочие — И%, неквалифицированные — 60% и представители свободных профессий — 7%. Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). М: Вопросы труда, 1924; Исаев А. Происхождение и характер безработицы в СССР. М., 1926; Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда, 1922. № 2; Минц Л.Е. Движение безработицы и занятой рабочей силы в 1923 г. // Вопросы труда (Орган НКТ). 1924. № 12; Гиндин Я. Безработица и трудовое посредничество. М., Вопросы труда, 1925; Заводовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. 1924. № 1; Ходоровский И. Причины и характер безработицы // Вестник НКТ, 1918. № 4-7. С. 349; Черных А.К. Рынок труда в 20-е годы // Социологи-я ческие исследования. 1989. № 4. n,CaCiBn^' Указатель литературы по рынку труда и борьбе с безработицей. М.: Изд-во «Вопросы тру-"Я*. 1925. 227 лись и чисто социологические методы, например, анкетирование и интервью, применявшиеся в самых разных регионах и отраслях промышленности. Многие государственные мероприятия обеспечивались предварительными социологическими и экономическими исследованиями. Большую роль сыграл журнал «Статистика труда» и ряд других изданий, связанных с экономической и социальной статистикой. В них печатался большой фактический материал о произошедших изменениях в социальной структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и крестьянства. В 1920—1930-х гг. выходило около 20 журналов по проблемам управления и организации труда — «Хозяйство и управление», «Производство, труд и управление», «Организация труда», «Система и организация» и ряд других. В «Вестнике Социалистической Академии» с начала 20-х гг. для обсуждения этих тем специально была выделена особая рубрика. В журналах «Научный работник» (1925 — 1927), «Научное слово» (1928 — 1931), «Социалистическая реконструкция и наука» (1931 — 1936) обсуждались социальные проблемы развития науки и научных кадров. На основе материалов переписи населения 1920 и 1926 г., экспедиционных демографических обследований проводились исследования по социальным проблемам народонаселения (Т.Я. Ткачев, З.Г. Френкель, Л.Л. Паперный, Б.Я. Смулевич. С.А. Новосельский, В.В. Паевский, А.И. Гозулов, И.Н. Дубин-ская и др.). Конкретные социологические исследования проводились и по проблемам брака и семьи (А.В. Луначарский. А.М. Коллонтай, И.Г. Гельман. С.Я. Вольфсон и др.). Ряд исследователей посвятили свои работы изучению интеллигенции (А.Б. Шевелева, Л. Минц, И. Булатников, Н. Зимин и др.). Не забывали в этот период и проблемы культуры. Так, в Институте истории искусства в 1924 г. был создан сектор социологии, а в Академии материальной культуры, по инициативе Н.Я. Марра, организована комиссия по социологии искусства. Было проведено большое количество исследований, направленных на изучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания. Изучалось общественное мнение, интересы читателей, а также зрителей театра и кино (М. Загорский, В. Федоров, П.И. Люблинский, М.А. Смушкова, Я.М. Шафир, А.Д. Авдеев, А.А. Бардовский, А.В. Трояновский, Р.И. Егизаров. С. Ауслендер, А.М. Гельмонтидр.). Проводимые исследования оказывали большую помощь государственным организациям в ликвидации неграмотности и культурной отсталости. В области педагогики и воспитания осуществлялись обследования мировоззрения учащихся выпускных классов, образовательного ценза учителей; исследовалось экономическое положение рабочей молодежи, в частности, на рабфаках и т.п.53 В первые годы Советской власти, когда к грамоте приобщались широкие народные массы, исследования читательского интереса буквально за десятилетие превратились в самостоятельную область прикладной социологии54. Первые крупномасштабные исследования в области социологии образования связаны с именем выдающегося российского социолога и экономиста С.Г. Струмилина. В 1924 г. на материале, включающем около 50 тыс. про- 53 Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар: Красная новь, 1929. Банк Б., Виленкин А. Крестьянская молодежь и книга (Опыт исследования читательских интересов). М.: Молодая гвардия, 1929; Как и для чего нужно изучать читателя. М.—Л.: Изд-во Долой неграмотность, 1926; Фридьева Н., Валика Д. Изучение читателя. Опыт методики. М.—Л.: изд-во Долой неграмотность, 1927; Бек А. Книга и рабочая молодежь // Рабочий читатель. № 10. 1925. 228 фессиональных карточек ленинградских рабочих, 2800 «карточек-формуляров» по двум крупным московским учреждениям — Наркомпроду и Московскому почтамту, а также с использованием данных всесоюзных и республиканских переписей населения, им изучался уровень школьного образования рабочих и служащих, условия и характер труда учителей, учебная нагрузка и зарплата и т.д.55. Важным источником сведений о реальном поведении, нравах, установках людей того времени служили массовые опросы по проблемам отношений между полами (М.С. Бараш, И. Гельман, С.Я. Голосовкер, З.А. Гуревич, Ф.И. Гроссер, Д.И. Ласе56), которые впервые проводились в таких масштабах в разных регионах и социальных слоях. В методологическом плане эмпирические исследования тех лет, по мнению О.М. Масловой и Ю.Н. Толстовой57, носили описательный и экстенсивный характер и охватывали почти все сферы жизнедеятельности общества. В методах сбора данных сохраняется традиционный подход статистического наблюдения, в котором сочетаются непосредственное наблюдение, учет (когда речь идет о регистрации предметов быта) и вопросник, включающий оценочные вопросы и вопросы о мнениях (когда определяется, например, степень изношенности этих предметов). Подробное описание методологии исследования на этапах сбора и анализа эмпирических данных — общепринятая норма публикаций 20-х гг. Главными тенденциями, характеризующими развитие методологических принципов советской социологии этого периода, являются ее ведомственная специализация, связанная с этим отраслевая дифференциация, преобладание дескриптивных эмпирических социологических исследований, дающих богатейший материал. Подавляющая часть исследовательских центров в то время принадлежало ведомствам, что придавало научному изучению ярко выраженную отраслевую специфику. Редакции газет развертывают широкое изучение своих читательских аудиторий, библиотечные работники исследуют читателей массовых библиотек, сеть которых активно развивается в рамках кампании за ликвидацию неграмотности населения, педагоги анализируют детское и молодежное чтение и т.д. Здесь известны имена Я. Шафира, изучавшего аудиторию «Рабочей газеты»58, Е. Хлебцевича, занимавшегося организацией армейских библиотек и исследованием читательских интересов красноармейцев59, Б. Банка и А. Виленкина, изучавших рабочих-читателей библиотек60.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 1920-1930-е гг.» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»