Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное исследование. Проведение его особенно желательно в том случае, если литература по интересующей вас тематике отсутствует или ее недостаточно. Разведывательное исследование — наиболее простой вид социологического анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа v инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Учены? получает лишь прикидочные сведения об объекте исследования для общей ориентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще НЕ изученных проблем. Его лозунг — приблизительно, дешево и быстро. Поисковое исследование может проводиться следующими методами: интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; наблюдение; фокус-группа по центральной проблеме исследования; опрос экспертов — специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной области; изучение документов, статистических данных содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам. Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы Их еще называют оперативными опросами. Ими пользуются многочисленньк опросные фирмы — от ВЦИОМ до РОМИР. Правда, опросы они проводят как правило, очень грамотные, но глубоких научных задач развития фундаментальной науки не ставят. Решаются сиюминутные, но очень нужные обществу, ведомству или частному заказчику утилитарные задачи: как народ относится к президенту, запрещению абортов, войне в Чечне, приезду Буша террористическим актам 11 сентября 2001 г. Таким образом получают свежую, недолговечную (срок ее жизни исчисляется днями, неделями, реж< месяцами), но очень нужную в данный момент информацию. Если за дело берется не солидная опросная фирма, имеющая лицензик на проведение опросов, а группа любителей (отдел кадров, хозяин веб-сай та, кружок друзей словесности, журнал и т.д.), то оперативный опрос дае-хотя и свежую, даже нужную информацию, но совершенно нерепрезентатив ную, не очень надежную или совершенно ненадежную. Она может быть до стоверной, но только на первый взгляд. Стоит подойти к инструменту по всел научным меркам, как проявятся многочисленные изъяны. Но там, где не тре буется великой строгости, где нужно лишь как-то сориентироваться в про блеме (разведать объект), оперативный опрос вполне годится.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поисковое исследование» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»