В научной литературе наряду с термином «качественная методология» широко употребляются его эквиваленты, такие как «качественное исследование», «качественный подход», «качественная социология», «альтернативная социология», «нетрадиционная социология», «неколичественная социология», «нестатистический метод», «неанкетный метод» и др. Р. Теш насчитала 45 различных интерпретаций этого понятия21. Нередко они, справедливо отмечает Т. Шанин, «отстоят друг от друга столь далеко, что критики имеют основания назвать «качественную социологию» мусорной кучей. Часто те, кто использует понятие «качественное», избегают его четкого определения»22. По мнению В.Ф. Журавлева, «сущностные характеристики качественного исследования, определяющие взаимо действия исследователя и исследуемых, основаны на принципах открытости (отсутствие априорных представлений о предмете исследования), коммуникативности (понимание научного знания как результата коммуникации), процессуальное™ (понимание нестабильности, изменчивости предмета исследования), рефлексивности (интерпретация данных и значений с учетом контекста), эксплицированности (осмысление субъективного знания исследователя, его ожиданий и представлений, которые могут повлиять на научный результат), гибкости, требующей использовать названные принципы, следуя специфике исследовательского предмета»23. Специалисты классифицируют качественные методы по следующим основаниям: ♦ тактика проведения исследования — изучение случая (кейс-стади), этнографическое описание, восхождение к теории (grounded theory), история жизни, история семьи, историческое исследование (устная история); ♦ форма представления результатов — преимущественно описательные (дословное описание полученных данных без интерпретаций со стороны исследователя) и преимущественно аналитические (редактирование и систематизация данных, после чего одни ограничиваются кратким комментарием к ним, а другие норовят возвести на их базе мощную концепцию или теорию)24. Качественные и количественные методы можно определить в: ♦ позитивном смысле; ♦ негативном смысле. В позитивном смысле количественным методом называется только такой метод сбора и анализа первичной информации, который соответствует строгим критериям научного метода, выработанным в естествознании и отвечает требованиям валидности, надежности, репрезентативности. 21 Tesch R. Qualitative research. New York: The Fahner Press, 1990. P. 58. 22 Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // http://nail.yabloko.ru/Themes/History/Shanin/methodology.html 23 Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам«Круглого стола») // Социология — 4М. 1995. № 5-6. С. 10. 24 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. С. 14—15. 59 Все, что не соответствует строгим принципам, должно быть отнесено к качественным методам в негативном смысле. Качественная социология в негативном смысле будет включать огромное количество исследований, выполненных с нарушением указанных выше требований, проведенных журналистами и плохо обученными количественной методологии социологами. Подобная социология угрожает благосостоянию и популярности качественной методологии в позитивном, или истинном, смысле. Ее якобы близнецы только дискредитируют альтернативную социологию. Любое новое дело, если оно получило общественное признание, моментально обрастает подражаниями, фальшивками, многочисленными паллиативами. С одной стороны, сонмище подражателей свидетельствует о том, что альтернативная социология действительно востребована обществом, признана наукой в качестве основополагающей научной программы, при помощи которой можно разрешить ряд весьма важных задач, с другой —мода на альтернативное видение социологического исследования привлекает массу неспециалистов, профанирующих научное знание, стремящихся поживиться на его счет, не задумываясь о последствиях, которые вызывает их неуемная деятельность. Определению качественной социологии в негативном смысле вполне соответствует ее формулировка, предложенная А. Строссом и Дж. Корбином: «любое исследование, результаты которого не могут быть достигнуты с помощью количественных процедур»25. Т. Шанин именует такое определение сделанным по остаточному принципу. По существу так оно и есть: в корзину с надписью «качественная социология» сваливают все, что не успела охватить своим вниманием количественная социология. Такая формула разумеется, не отражает реального состояния дел в качественной социологии. Качественные методы в позитивном смысле представляют собой относительно новое явление, появившееся в конце XX в., для них была подготовлена самостоятельная методология, принципиально отличающаяся от количественной. Вслед за Т. Шаниным качественную методологию можно определить как тип исследования, в котором наблюдаемые формы поведения соотносятся с поведенческими стратегиями действующего субъекта, в том числе смыслом, придаваемым им своим действиям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ -ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»