Хабермас выступает с позиций традиционного гуманизма и умеренного либерализма, называя свою платформу «либеральным гуманизмом». Отвергая насильственные формы социального воздействия политических структур на индивидуальное сознание, он обосновывает возможность и необходимость компромиссно-консенсу-альных методов. Европейская рациональность издавна утвердилась во множестве жестких стереотипов насильственных социальных технологий субъект-объектного характера, преодолеть которые чрезвычайно сложно. Переориентация поведенческих стратегий должна состоять в отказе от ориентации только лишь на цели, а следовательно и в пересмотре традиционной коммуникативной модели, заставляющей видеть в других лицах орудия, средства для решения поставленных задач, к которым можно относиться достаточно бесцеремонно — манипулировать ими, лгать им и т. п. Целевой прагматизм должен быть заменен субъектно-субъект-ной практикой коммуникаций-диалогов, где каждая из сторон рассматривается противоположной как самоценность и где взаимопонимание переходит из разряда утопий в пределы досягаемости. В таком взаимодействии насилие и прочие виды имморализма, которые ранее казались неизбежными и даже необходимыми, становятся невозможны.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации» з дисципліни «Історія західної соціології»