Фуко выделил два основных уровня анализа власти. Первый, микрологический, предполагал исследование деятельности индивидуальных субъектов власти, принимающих решения, намечающих цели и берущих на себя ответственность за все, что связано с их достижением. Второй уровень, макрологический, — это анализ безличных систем, распределяющих власть, упорядочивающих отношения между субъектами и превращающих, при надобности, индивидов в страдательные объекты, не способные вырваться из «сетей власти». Согласно Фуко, «сети власти» начинают обретать вид, приближенный к современному, с XVII—XVIII вв., когда в Европе складываются новые механизмы и процедуры власти, имевшие дело не столько с правом и наказанием, сколько с дисциплиной и контролем. Философы-просветители XVIII в., ратовавшие за рационализацию правоохранительной деятельности государства, за кодификацию уголовно-процессуальных норм и смягчение уголовных наказаний, фактически готовили почву для появления более эффективной, чем власть монарха, системы социального контроля. В этой системе власть должна была утратить черты произвола и предстать связанной определенными правилами. Она вынуждена была признать в индивиде субъекта, наделенного определенными правами и свободами, и пользоваться наказаниями только в строго нормированной дозе. Складывалось новое или, как его называл Фуко, дисциплинарное общество, вбиравшее в себя целый ряд 305
нормативных моделей — модель машинной организованности, модель военных методов управления и модель тюремной дисциплины, заставляющих общество подчиняться определенной системе директив и приказов. Возникшие формы власти уже не подлежали описаниям в привычных негативных терминах, наподобие таких, как «ограничивает», «запрещает» или «осуществляет насилие». Гораздо уместнее были утверждения о том, что власть производит определенную реальность. Дисциплинируя и нормируя, осуществляя «всеподнад-зорность», она предполагает, во-первых, стратегическое управление массами индивидов (социальная физика), во-вторых, надзор за ними (социальная оптика), в-третьих, процедуры по изоляции или перегруппировкам опасных социальных элементов (социальная механика), в-четвертых, терапию социальных недугов посредством наказаний (социальная физиология). Наиболее полным воплощением всех этих видов власти выступала пенитенциарная система.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Макрологический» анализ дисциплинарного общества» з дисципліни «Історія західної соціології»