Главным творцом исторической реальности является человек, обладающий сознанием, свободой, способностью к выбору, религиозностью, умением различать добро и зло и потому возвышающийся над диктатом естественных и социальных детерминант. Общество для него — всего лишь посредник в этом творческом процессе. Цивилизация, взятая сама по себе, — это не желанный результат и не конечная цель человеческих усилий, а средство самообнаружения индивидуальной свободы и пространство реализации творческих возможностей личности. На все «вызовы» мира отвечает не общество в целом, а в первую очередь творческая элита. Ведомая 292
жизненным порывом, она заряжает своей энергией массы и ведет их за собой. Пока элита полна созидательного энтузиазма, цивилизация переживает пору своего расцвета, демонстрирует свою духовную независимость, самодостаточность, отсутствие внутренних усобиц и разрушительных антагонизмов. Но при первых признаках угасания творческого потенциала начинается распад духа и социального тела локальной цивилизации. Субъекты власти забывают о нуждах государственного целого и заботятся только о том, чтобы удержать в своих руках бразды правления. Атмосфера солидарности и духовного единения сменяется атмосферой нравственного отчуждения. Из социальных отношений исчезают договорные основания и остаются только принципы принуждения и насилия. В целом фаза надлома характеризуется упадком творческого духа и духа солидарности — отказом большинства подражать элите, распадом социального единства. На этой стадии государство усиленно множит социально-правовые институты, способствующие какое-то время самосохранению цивилизации, удерживающие «е социально-политическое тело от распада. Именно так обстояло дело с Римским государством. Но ничто не может спасти локальную цивилизацию от смерти. Духовный распад обнаруживается во всем строе ментальности и мироотношения, в социальном поведении индивидов и масс, в приумножении внутренних антагонизмов, распространении социальных беспорядков, нередко достигающих остроты братоубийственных конфликтов и войн.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Антропоцентризм исторической картины мира» з дисципліни «Історія західної соціології»