Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, открытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разработку методологии объяснений психологии взрослого человека событиями детства, связанными с сексуальным развитием. В его концепции сексуальность выступает 247
в качестве функции организма, пронизывающей всю его жизнедеятельность. В психоанализе существование личности в сфере морально-правовой реальности предстает похожим на ее пребывание на театральной сцене, разделенной на два яруса, где на верхнем действует сознание и идут процессы, контролируемые им, а на нижнем главенствует бессознательное, неподконтрольное рассудку. Каждый психологический сюжет, связанный с какой-либо конкретной морально-правовой проблемой, разворачивается синхронно сразу в двух вариантах. Но главенствующая роль принадлежит тому, что происходит внизу, в сфере бессознательного, поскольку этот уровень — средоточие важнейших причинных факторов, предопределяющих социальное поведение человека, заставляющих его действовать определенным образом. Психоанализ или психоаналитический метод имеет две основные ипостаси. Во-первых, это разработанная Фрейдом и его последователями система познавательных средств и приемов, позволяющих обнаруживать в нормативном, моральном и правовом, а также анорматив-ном поведении личности, кроме рациональных, осознаваемых побудительных мотивов, еще и глубинные, бессознательные установки, оказывающие существенное, а зачастую и определяющее воздействие на нормативно-ценностные ориентации и конкретные поступки индивидов. Во-вторых, психоанализ — это особый вид психотерапии, в процессе которой больной при помощи врача, в ходе диалога и игры свободных ассоциаций определяет причину своей психотравмы. Психоаналитик исходит из признания того, что люди способны страдать от необходимости подавлять свои естественные, в первую очередь сексуальные и агрессивные, влечения. Диктатура социальной нормативности, подобно всякой диктатуре, тяжела и может в ряде случаев оборачиваться психотравмами. Подавленные, нереализованные сексуальные влечения способны порождать либо неврозы, либо состояния фрустрации с присущей им неосознаваемой ненавистью к деспотизму общества, нормам права и морали, не дающим реализоваться естественным импульсам. Подавление агрессивных влечений может приводить к возникновению чувств вины и 248'
страха. Поэтому главная практическая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помогать пациенту разрешать болезненные противоречия между желаемым и запретным. Психоаналитическая процедура, имеющая вид беседы продолжительностью, примерно, в десять тысяч слов, раскрывает отдельные аспекты внутренней жизни пациента, обнаруживает как осознанные, так и неосознаваемые установки. Ключевое событие, ранее вытесненное в подсознание, как бы всплывает на поверхность памяти, тайное вербализуется и становится явным. В результате существенно ослабевает его болезнетворное воздействие на психику. Появляется возможность полностью нейтрализовать его деструктивный, патогенный потенциал. Фрейд приводит типичный случай из своей практики. К нему обратилась девушка с симптомами сильного невроза. В ходе лечения выявилась следующая ситуация. Девушка испытывала явную симпатию к мужу своей сестры. Во время ее отъезда сестра умерла, но девушка об этом ничего не знала. Возвратившись, узнав о случившемся и увидев умершую, она поймала себя на мысли: «Теперь он свободен и может на мне жениться». Она тут же отогнала от себя эту мысль. Ее влечение под воздействием моральных норм было вытеснено, но не исчезло. Будучи подавленным, оно дало о себе знать из глубин подсознания неврозом. Не понимая причин своей болезни, девушка обратилась к врачу. Психоаналитическая методика заставила ее все вспомнить, понять исходную причину своего состояния и в итоге привела к выздоровлению. Научность и практическая действенность психоанализа обусловлены его способностью устанавливать действительные причинные связи между бессознательным и социальным поведением человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность психоаналитического метода» з дисципліни «Історія західної соціології»