Евгений Эрлих (1862-1923) — австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окончил Венский университет. Был деканом, а затем ректором Черновицкого университета. Ему принадлежат исследования «Молчаливое волеизъявление» (1893); «Принудительное право в гражданском кодексе Германской империи» (1899); «Свободное нахождение права и свободная наука права» (1903); «Основание социологии права» (1913). Эрлих — создатель концепции живого права. Этим понятием он обозначал непосредственно-практические формы социально-правовой реальности, существующие наряду с позитивным правом, но более динамичные . 233 • .
и способные обгонять его в своем развитии. Требования живого права способны обнаруживаться за пределами юридических предписаний и лишь с течением времени включаться в их содержание и превращаться в компоненты позитивного права. В силу своей непосредственной причастности к повседневной практической жизни живое право тесно связано с другими социокультурными нормативными формообразованиями, не имеющими отношения к властным институтам государства. Его практически-духовные, социокультурные основания гораздо шире оснований положительного права, опирающегося преимущественно на волю и силу государственной власти. Традиции предков и стереотипы семейного воспитания, религиозные и нравственные требования, поддерживающие живое право, ориентируют индивидов на законопослушное поведение и тем самым способствуют эффективному функционированию юридических норм. Концепт живого права позволяет увидеть важную особенность генезиса, развития и функционирования правовых норм — их органическую связь с жизнью гражданского общества. С учетом его роли и места возникает более полная картина: правовая реальность предстает как дитя двух родителей — материнского начала в виде гражданского общества и отцовского начала в форме государства. Живое право пребывает в материнском лоне гражданского общества, вбирает в себя всю его позитивную энергетику, обретает первоначальную оформленность, в которой еще нет жесткой однозначности и формальной строгости. Выпестованные таким образом нормативные формы периодически попадают в поле зрения государственных инстанций, которые придают им необходимую юридическую строгость, переводят под покровительство государственных институтов, сообщают им статус законоположений действующего позитивного права. Живое право, в отличие от обычного права, связанного с прошлым, несущим с собой груз традиций и всегда остающимся за пределами права позитивного, устремлено вперед, открыто для новаций, регулярно трансформируется в нормативные структуры позитивного права, играя роль его нормативно-ценностного резервуара.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА» з дисципліни «Історія західної соціології»