Гумплович отвергает классическую теорию договорного происхождения государства. В его понимании государство — это не орган социального примирения враждующих группировок, не средство продвижения народов к всеобщему миру, а бездушная машина подавления большинства господствующим меньшинством. Возникновение государств не избавило человечество от тотальной вражды, которая продолжала доминировать внутри государств в виде сословно-классовых и политических конфликтов, а также на международной арене в форме дипломатических столкновений между государствами и вспыхивающих время от времени широкомасштабных военных действий. Взгляды Гумпловича позволяют квалифицировать его позицию как социал-дарвинистскую. Вместе с тем отдельные положения его концепции перекликаются с марксистской теорией социальных антагонизмов. Для него ведущей причиной междупартийной, межклассовой и межгосударственной борьбы выступают экономические интересы сторон, стремления людей к удовлетворению своих материальных потребностей. Но антагонизмы интересов не являются атрибутом только лишь социально-экономической жизни общества. Гумплович универсализирует феномены борьбы и антагонизма, выводит их на уровень межрасового взаимодействия. Ни государственность, ни право, ни религия, ни мораль не способны обуздать инстинкт борьбы, живущий в каждом человеческом существе и ищущий поводов проявиться на практике. Люди с изобретательностью, достойной лучшего применения, находят бесконечное число возможностей и форм, позволяющих им проявить свою воинственность, начиная с политических дебатов и вплоть до преступлений и войн гражданского, межгосударственного и межэтнического характера. Изменить подобное положение дел современный человек не в состоянии, ибо это предполагало бы изменение его антропологической природы, что пока невозможно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Антигуманная природа государства» з дисципліни «Історія західної соціології»