Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — выдающийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к вершинам политической власти, был избран консулом. Но, приняв во вражде между Цезарем и Помпеем сторону последнего, был после покушения на Цезаря убит его сторонниками. • 112*
Главные труды Цицерона: «О государстве» (51); «О законах» (52); «О границах добра и зла» (45); «Катон Старший, или О старости» (44); «Лелий, или О дружбе» (44); «Об обязанностях» (43) и др. Признавая приоритет естественного закона над всем сущим, Цицерон видел в нем не только причину того, что происходит в социальной жизни людей, но и образец, в соответствии с которым должно формироваться законодательство государства. Благодаря разуму люди имеют возможность обретать знания о высшем, божественном праве, о его требованиях и запретах. Поскольку миропорядку в целом присущи устойчивость и законосообразность, то человек тоже обязан стремиться к разумной сдержанности своих проявлений, обуздывать стихийные порывы своих страстей, соотносить все поступки с представлениями о мере, порядке и гармонии. В свою очередь мера и порядок должны быть ориентированы на благо государства и общества, человек, руководствующийся нормами морали и права, обеспечивает себе устойчивое положение и в государстве, и внутри космического миропорядка. Человеком движут четыре основных стремления, которые являются одновременно и его способностями, —-это стремление к истине, порядку, величию и благопристойности. На основе стремления к порядку, под которым Цицерон подразумевает в первую очередь общественный порядок, формируется сознание справедливости, способность ценить ее и ориентироваться на нее. Ориентация на справедливость естественна для человеческого разума, поэтому все, что связано с готовностью людей созидать справедливый общественный порядок, Цицерон называет естественным правом. В основе естественного права лежит вечный, неписаный Закон, который люди как бы вдыхают вместе с воздухом природы, то есть усваивают его самопроизвольно, бессознательно. Этот естественный Закон в свою очередь восходит к божественному Разуму. Человек не в состоянии каким-либо образом воздействовать на них. Никто из смертных, ни народы, ни властелины не могут их изменить или, тем более, отменить. Во всех уголках мира, во все времена этот Закон довлел и всегда будет довлеть над людьми.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЦИЦЕРОН: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ ЗАКОНОВ» з дисципліни «Історія західної соціології»