Его низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства. Характерной чертой этого периода является начало приручения и разведения животных, а также возделывания растений. Средняя ступень уже характеризуется использованием прирученных животных как повсеместно распространенным явлением. Кроме того, в этот период начинают приручать животных не только для получения мясной пищи, но и молока. Начинается селекционная работа — вначале в животноводстве, а затем и в растениеводстве. В пище используются злаки. Появление такой пищи и возможности запасать ее впрок позволяют осваивать местности, считавшиеся ранее неблагоприятными для обитания. Более обильное питание в сравнении с теми племенами и народами, которые продолжают жить собирательством и охотой, дает новым "аграрным" расам серьезные преимущества в чисто физическом развитии, сокращая смертность, прежде всего, среди детей, и увеличивая их численность. По тем же причинам на этой ступени постепенно исчезает каннибализм и отныне сохраняется кое-где, главным образом, в качестве религиозного или колдовского обряда. Высшая ступень включает в себя введение в земледелие плуга с домашним скотом в качестве тягловой силы (стало быть, животноводство, помимо мясного и молочного, пополняется разведением еще и рабочего скота). Морган и Энгельс утверждают, что окончательное утверждение полеводства сопровождается концентрацией населения на относительно ограниченных площадях, что, в свою очередь, порождает социальную потребность в едином централизованном руководстве. Высшая ступень варварства, как утверждает Энгельс, довольно полно изображена в гомеровской "Илиаде": "Усовершенствованные железные орудия, кузнечный мех, ручная мельница, гончарный круг, изготовление растительного масла и виноделие, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, повозка и боевая колесница, постройка судов из бревен и досок, зачатки архитектуры как искусства... — вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию". Таким образом, варварство предстает перед нами как эпоха возникновения скотоводства и земледелия, овладения целым рядом различных методов производства продуктов, которых не существует в природе. Следующая крупная эпоха овладения способами дальнейшей, значительно более глубокой обработки природных продуктов для непосредственного удовлетворения потребностей человека (а эти потребности стремительно растут в количественном и расширяются в качественном отношении), "период промышленности в собственном смысле слова и искусства" — это собственно цивилизация. Варварство переходит в цивилизацию после изобретения и введения в постоянное пользование письменности. Цивилизация по Моргану — это период появления промышленности (в собственном смысле слова), а также сферы духовного производства, включая развитые формы религии, науку и искусство. Социальное развитие этого периода, прежде всего, закрепляет и существенно углубляет все возникшие прежде виды разделения труда, причем, осуществляется это — особенно на начальных ступенях — довольно жестко, с противопоставлением, в частности, новых видов поселения — города и деревни, а также решительным разделением общества на классы. Кроме того, на самой заре цивилизации появляется класс, занятый уже не производством, а исключительно обменом продуктов — купцы, которые, во-первых, принимают на себя роль своеобразной цепочки, связывающей группы, производящие различные виды продуктов, а во-вторых, постепенно экономически подчиняют себе агентов производства на обоих концах этой цепочки. Вместе с этим классом появляется товар товаров — деньги. В свете рассматриваемой проблемы необходимо отметить еще одну достаточно важную социальную функцию этого класса: установление коммуникаций, распространение информации, накопленных в одних обществах, по всем другим. Выделяется и особый класс людей, занятых исключительно управленческими функциями, которые в прежних эпохах выполнялись вождями и старейшинами во многом, так сказать, "на общественных" началах. Управление становится профессией, т.е. особым видом деятельности, требующим, с одной стороны, специальной подготовки, а с другой — являющимся источником постоянного дохода. То же самое происходит и с отправлением религиозного культа, вокруг которого формируется класс профессиональных священнослужителей. Все это становится возможным благодаря тому, что производительные силы общества выходят на своеобразный критический рубеж и преодолевают его. Таким критическим рубежом является возникновение возможности производства — в соответствии с трудовой теорией стоимости — прибавочного продукта. Сколько времени охватывает весь этот процесс социальных трансформаций? На этот счет в науке нет единого мнения: одни считают, что производственная деятельность людей насчитывает около 2 миллионов лет, другие утверждают, что человек в его современном психофизическом облике сложился лишь около 100 тысяч лет назад. Можно произвести некоторые оценки, приняв во внимание, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тысяч лет. Бесспорно одно: каждый последующий период протекал быстрее и главное — приводил к более значительным достижениям. Такую тенденцию Б.Ф. Поршнев назвал законом ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Эту тенденцию можно было бы графически изобразить в виде экспоненциальной кривой на рис.5.1. Она проявлялась и в неравной длительности различных ступеней одного и того же этапа (самыми длительными были низшие ступени, наименее продолжительными — высшие).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Варварство» з дисципліни «Основи соціологічних знань»