Как уже упомянуто выше, социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: например, поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии И 108 ■Трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, с изменением прежних привычек, социального окружения, с изменением самого образа жизни. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате „или в детском доме. Его социализация идет плавно и представляет собой накопление и усвоение новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только с вступлением во взрослую жизнь. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому обучаться или переобучаться, адаптироваться к новым условиям. В этом существенная особенность взрослой, или продолженной, социализации. Но несмотря на эти особенности, она не перестает быть социализацией, т.е. процессом освоения господствующих культурных ценностей. Поэтому продолженную социализацию, так же как и социальную адаптацию, следует отличать от процессов десоциализации и ресоциализации. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. В отношении ребенка точнее говорить об успешной или неуспешной социализации, а не о его десоциализации или ресоциализации. Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциализацией. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее. Но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее Причиной является резкое и неблагоприятное изменение соци- 109 альных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспо собность личности выдержать давление социальных обстоя тельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алко голизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголи ки, бомжи — все это продукт десоциализации. Проявлениями десоциализации являются деклассирование и люмпенизация населения. Яркий пример десоциализации — совершение преступления Преступление есть нарушение наиболее значимых норм и по преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества. Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресо-циализацию преступников (цель исправления). Но наиболее часто применяемое наказание — лишение свободы — в этом отношении является внутренне противоречивым явлением Чтобы нравственно исправить человека, его помещают в педагогически неблагоприятную социальную среду — среду преступников. Чтобы сделать из преступника полноценного члена общества, его подвергают физической и социальной изоляции < общества, что само по себе является стимулом десоциализации. .Объективная возможность десоциализации осужденных об словлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих полной мере только наказанию в виде лишения свободы, именно: принудительной изоляцией индивидов от общества! включение индивидов в однополые группы на уравнительных! началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферам жизнедеятельности. Действие этих факторов постоянно и прин-1 ципиально неустранимо, поскольку они — необходимые элемен-1 ты лишения свободы. Физическая и социальная изоляция, лишение свободы выбо-1 ра своего социального окружения, ограничение активности! субъекта путем детальной регламентации его поведения — нее! это нарушает привычные способы жизнедеятельности индивида! лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении це-1 лого ряда элементарных потребностей, снижает возможность! получения новых впечатлений, делает жизнь монотонной. Таким образом, социальная среда мест лишения свободы! прививает человеку такие качества, формирует такой стереотип! поведения, которые соответствуют не условиям реальной жизни.! условиям исправительного учреждения — безынициативность, слабление самоконтроля, боязнь ответственности и т. д. Осуж-енные, отбывшие длительные сроки наказания, забывают, как ользоваться газовой плитой, платить за проезд, совершать по-упки и т. п. Поэтому перед исправительными учреждениями и другими [нститутами социализации и социального контроля встает про-щема ресоциализации отбывших наказание. Ресоциализация явля-тся и одним из основных направлений профилактики рецидив- сягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение |Й преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения ювторного преступления, необходимо нейтрализовать отрица-ельные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию ювобожденных к условиям свободной жизни. Для смягчения резкого перехода от условий лишения свобо-ы к обычной жизни в уголовно-исполнительном законодатель-тве предусмотрены особые меры. Раньше это было условное ювобождение с обязательным привлечением к труду (в народе )то получило название «отправить на химию») или перевод в солонию-поселение. В новом уголовно-исполнительном кодексе эта проблема решена более рационально: в целях социальной адаптации осужденных перед окончанием срока наказания им предоставляется возможность проживания и работы вне колонии, без охраны, но под надзором (ст. 121, 123, 133 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ). Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социально полезных свя-!й, государственные органы и общественные организации спо->бствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс социализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается. В гл. 22 УИК РФ «Помощь осу-ВДенным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» предусмотрены меры по правовой регламентации ресоциализации. Другое направление профилактики рецидива — социальный контроль за отбывшими наказание. Раньше основными формами такого контроля являлись: помещение алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), лиц без определенного места Жительства в воспитательно-трудовые профилактории (ВТП), а также установление административного надзора органов внутренних дел. Административный надзор заключается в установлении гласного контроля за поведением поднадзорного и соблюдении им установленных правоограничений (запрещение в 110 111 определенное время ухода из дома, запрещение пребывания ц определенных местах и т. д.). Однако десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет — нарушенными оказываются сами основы личности. Об этом свидетельствуют и некоторые закономерности рецидивной преступности. Для общего рецидива характерно снижение тяжести каждою последующего преступления по сравнению с предыдущим. По мере увеличения числа судимостей возрастает вероятность таких деяний (ранее квалифицируемых как преступление), как бродяжничество, нарушение правил административного надзора. Это связано с общей деградацией личности рецидивиста, ослаблением его социально полезных связей — потерей семьи, утратой контактов с родными и знакомыми. Для специального многократного рецидива, напротив, характерно повышение опасности совершаемых повторных преступлений. В этом случае процесс десоциализации (по отношению к обществу) сопровождается негативной социализацией (по отношению к группе) — усвоением норм и ценностей преступной среды, накоплением преступного опыта, криминальной профессионализацией. При попадании в экстремальные социальные условия (места лишения свободы) человек может не просто десоциализировать-ся, но и нравственно деградировать. Дело в том, что то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Десоцшлизация и ресоциализация» з дисципліни «Соціологія для юристів»