Всем живым существам присуща активность — способное реагировать на воздействия окружающей среды. Активность всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживог 78 правленных на достижение цели. Таким образом, в структуре деятельности можно выделить три основных элемента: потребности, действия, цели. Макс Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Социальное действие должно обладать двумя необходимыми свойствами: • осознанной мотивацией, • ориентацией на других (ожиданием). Отсутствие у действия первого свойства не позволяет говорить о нем как о действии, отсутствие второго — как о социальном действии. Целерациональное действие характеризуется ясностью осознания цели и средств ее достижения. Показателем эффективности действия является наступивший результат (последствия). Такое Действие учитывает социальные ожидания других и использует эти ожидания для достижения поставленной цели. Этот тип Действия наиболее понятен окружающим. Например, действия законченного эгоиста являются отвратительными, но понятными. По мере убывания рациональности действия становятся все менее понятными, цели — менее ясными, средства — менее определенными. Ценностно-рациональное действие характеризуется верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгоды. Такое действие основывается на определенных «заповедях», в следовании которым человек видит свой долг. Действия, соответствующие кодексу чести (дворянина, офицера), — по сути цен- . 79 ностно-рациональные. В таком действии (по сравнению с цел рациональным) нет конкретной цели, определенного результа, но есть мотив, смысл, ориентация на других. Конечно, и цени стно-рациональное действие не является абсолютно «бескоры, ным»: оно удовлетворяет потребности человека в самоуважени самоутверждении, признании со стороны группы. , Традиционное действие (привычное) характеризуется отсутсч вием осознания мотива действия, оно совершается автоматиче ски, в силу привычки (например, одевание). Аффективное действие (действие в состоянии аффекта) ха рактеризуется отсутствием цели (вспышка гнева). У традиционного и аффективного действий нет цели или ма тива, смысла или ориентации на других. Поэтому, по М. Вебер\ они не являются социальными и не составляют предмет рас смотрения социологии. Внешне наблюдаемая форма проявления деятельности назы„„ ется поведением. Различают три типа поведения: инстинктивное, привычное (навыки) и рациональное поведение. Первые два тиЬ па относятся к непроизвольному, неосознаваемому поведению h обычно не имеют социальной оценки. Эти виды поведения изу| чает психология, хотя в некоторых случаях навыки, связанные например, с управлением техникой, могут социально оценивать! ся (неосторожные преступления). Рациональный тип поведения присущ только человеку. Предметом рассмотрения социологии, как правило, являетсяШ рациональное, произвольное поведение, находящееся под контролем разума и воли человека, имеющее социальное значение и по А лучающее социальную оценку — социальное поведение. Высказывание «человек пишет» обозначает просто рациональное поведение. «Человек пишет донос» — это уже соци&и! ное поведение. Социальное поведение бывает индивидуальным (поведений индивида), коллективным — поведение организованной группы! объединенной общими интересами и целями деятельности, и мас\ совым -у однотипное неорганизованное поведение больших мае! людей (например, поведение толпы на концерте рок-звезды). Структура индивидуального поведения состоит из трех элементов: • мотивации (актуализации потребности и возникновения мотива), • решения (постановки цели, выбора средств ее достижения, планирования), • реализации (воздействия на окружающую среду, анализа ! наступивших последствий, коррекции действий). Это структура чисто рационального поведения, при привычном, аффективном и импульсивном поведении возможен пропуск отдельных звеньев, тогда механизм поведения работает в «свернутом» виде. " Единицей социального поведения является поступок. Поступок — это действие, имеющее социальное значение и оценку Ъ уголовном праве используется термин «деяние» — действие или бездействие. Например, мать, не кормящая своего ребенка, совершает преступное бездействие — отрицательный поступок. Социальное поведение, соответствующее какой-либо социальной норме, называется нормативным. Поведение, отклоняющееся от нормы, называется отклоняющимся, или девиантным. Оно является предметом изучения специального раздела социологии — социологии отклоняющегося поведения. Поведение, нарушающее уголовно-правовые нормы, называется преступным поведением. Оно — предмет изучения криминологии. Таким образом, мы кратко рассмотрели классификацию форм и видов социального поведения. Самую существенную черту человеческого поведения составляет его незапрограммированность, возможность свободы действий, или «свободы воли». Постулат свободы воли является краеугольным камнем в основании моральной и юридической ответственности. Человек, не свободный в своих действиях, не может нести за них ответственность. Но не противоречит ли этот постулат детерминистическому пониманию социального поведения в социологии и криминологии? В свое время итальянский криминалист Энрико Ферри (1856—1929), основатель позитивной школы уголовного права и концепции «социальной защиты», отверг этот постулат классической школы уголовного права на том основании, что он противоречит детерминистическому взгляду на поведение человека, В том числе преступного. Если уйти от волюнтаристской трактовки проблемы и переформулировать ее как свободу выбора, то соединение принципов Детерминизма и свободы воли становится возможным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Деятельность и поведение» з дисципліни «Соціологія для юристів»