В широком смысле объектом социологии являются общество в целом, входящие в него социальные группы и люди. Это же яв ляется объектом и для многих других социальных наук — эко номики, социальной психологии, психологии и т. д. Социологии рассматривает объект под своим углом зрения, она изучает об щество как социальную систему, состоящую из определенных элементов и имеющую свою структуру, рассматривает его как в статике, так и в динамике. Социологию интересует не случайное и уникальное, а закономерное и типичное. Совокупность теоретических понятий, с помощью которых социология опи сывает эту социальную систему, т.е. предмет социологии, мы и рассмотрим. 24 k Среди основных понятий выделим два главных, которые назовем первокирпичиками — это статус и роль. Первое дает статическое изображение предмета социологии, а второе — динамическое. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом — значит иметь формальный, или социальный, статус, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов. А ролей? Любой статус состоит из ролей, а они — из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данным статусом. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример: статус «отец» включает в себя несколько ролей: воспитатель детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм и некоторые другие. У каждой роли — свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль «воспитателя» из статуса «отец» предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения к традициям и обычаям своего народа. У каждой роли — свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом. 1 Статус указывает на место в социальной структуре, а роль — на способ поведения. Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Это динамическая характеристика статуса. Представим себе абстрактную ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) пусты наподобие незаполненных медом ячеек улья. Людей нет, есть только пус- 25 тые статусы: одно название — один статус. Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Если заполним каждую ячейку людьми. то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика. В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик, в принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно-брачно-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина и т. д.), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация, народ, народность, племя. Это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами. Итак, первокирпичики предмета социологии — статусы и роли. Первые дают статическую, а вторые динамическую картину общества. Совокупность незаполненных статусов дает нам социальную структуру общества. Социальные ячейки (статусы) скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями. В чем, например, состоит функция учителя? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной. Это знакомые нам права и обязанности. Они относительны. Статус учителя относителен статуса ученика, но не офицера, русского и т. д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот — с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т. д. Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы — межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, эта жом ниже, расположена сеть межличностных отношений. Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные 26 отношения у них замечательные. Но если рабочий плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, его уволят. Начальник и подчиненный — социальные роли. Таким образом, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. функции и отношения наподобие цемента и песка создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру. Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальные взаимодействия. Это регулярный, повторяющийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, — трудное занятие. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат — социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм — социальный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т. п.) и состоит из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и институтов (контролирующих соблюдение этих предписаний). Социальный контроль — механизм регуляции поведения индивидов и групп. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным. У каждого человека есть потребности, которые он стремится Удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные рахчичны. Первые универсальны, т.е. присущи всему Населению, стало быть, характеризуют общество в целом. 27 Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т. д. Социальный институт — реально существующее явление. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьей, религией или образованием — и представить их как один из институтов непросто. И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т. п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие, институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или частных, институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, полиция, прокуратура и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьей, образованием. Таким образом, статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше). Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины 28 две стороны — статическая, описываемая структурой, и дина* мическая, описываемая социальными изменениями. А исходные кирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по определенному критерию и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые — общая модель стратификации. Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объект и предмет социологии» з дисципліни «Соціологія для юристів»