Как и в варианте поиска, предложенная в гл. 9 модель представляла упрощенное и стилизованное описание отбора. Для того чтобы наладить хорошую связь с микроэкономическими исследованиями научно-технического прогресса, требуется более сложная и тонкая версия; необходимо также распознавать существенные различия между секторами экономики. Общую модель селекционной среды можно, по нашему мнению, построить, указав следующие ее элементы: 1) характер выгод и издержек, которые взвешивают организации, когда принимают решения: принимать нововведение или нет; 2) способ, которым потребительские предпочтения или правила регулирования влияют на определение того, что считать прибыльным; 340 Часть IV. Теория экономического роста 3) соотношение между прибылью и расширением или сокращением конкретных организаций или подразделений; 4) характер механизмов, посредством которых одна организация узнает об успешных нововведениях в других организациях, и факторы, способствующие или препятствующие имитации. При заданном потоке инноваций определенная таким образом селекционная среда формирует характер изменения во времени относительного применения различных технологий. И разумеется, селекционная среда порождает также обратную связь, сильно влияющую на тип НИОКР, которые фирмы в отрасли сочтут выгодным предпринять. В данном параграфе мы попытаемся упорядочить в рамках этой теоретической схемы часть разнообразной литературы, посвященной тому, что происходит с инновацией. Однако прежде чем приступить к этой задаче, необходимо прояснить один важный концептуальный вопрос. Во многих работах по технологическим изменениям проводится четкая грань между изобретательской и инновационной деятельностью (причем последний термин употребляется в более узком смысле, чем у нас, и относится к решениям испытать технологию на практике). Это разграничение восходит к "Теории экономического развития" Шумпетера. Хотя изобретение технологий не было главным пунктом его анализа изобретений, он описал мир, в котором независимым изобретателям, для того чтобы внедрять изобретения, приходится устанавливать связи с фирмами или предпринимателями, желающими создать новые фирмы. В современных условиях, когда многие нововведения базируются на внутрифирменных НИОКР, старое шумпетериан-ское разделение куда менее полезно, чем в былые времена. И хотя есть примеры изобретений, экономически жизнеспособных без дальнейших НИОКР, — изобретений, которые отложены и ждут, пока кто-нибудь испытает их в деле, — в наши дни такие случаи — редкое исключение. Более того, первое экспериментальное применение новой технологии часто составляет единое целое с последними стадиями НИОКР. И все же есть существенное различение со старым шумпете-рианским оттенком. Часто инновация производится фирмой на продажу клиентам, которые будут ее применять. Таким образом, процесс инновации (в узком смысле слова) распадается на два акта. В случае возникновения реактивной гражданской авиации в роли новатора выступала компания "ДеХэвилэнд", выпустив- Глава II. Дальнейший анализ процессов поиска и отбора 341 шая первый коммерческий реактивный самолет. Но новатором была и авиалиния, купившая этот самолет. В более обобщенном виде, на каком бы секторе экономики мы ни сосредоточили внимание, целесообразно проводить различие между двумя видами инновации. Одни инновации бьют ключом из НИОКР фирм данного сектора экономики. Другие могут принимать форму оборудования, материалов или комплектующих изделий, предлагаемых фирмами-поставщиками. Однако отвлечемся от этого разграничения и сосредоточим внимание на секторе экономики, переживающем приток свежих инноваций, одни из которых жизнеспособны, а другие — нет. Поскольку диапазон свежих инноваций и характеристик секторов экономики широк, то аналитическая задача заключается в разработке такой концептуальной схемы, которая бы одновременно идентифицировала общие свойства и позволяла выделять различия. Итак, рассмотрим следующее множество разнообразных инноваций и отраслей: первая модель 707, произведенная авиастроительной компанией "Боинг"; первое применение кислородного процесса одной австрийской сталелитейной компанией; новый сорт семян, испробованный фермером; врач-новатор, испытывающий лекарство против рака; окружной суд, освобождающий из-под стражи группу лиц, обвиняемых в преступлении, под их залог, без поручительства; школа, в которой в порядке эксперимента вводятся факультативные занятия. Круг возможных инноваций и характеристик организаций, их внедряющих, широк. Необходимое условие выживания инновации состоит в том, что после испытания она будет признана целесообразной теми организациями, которые определяют, следует применять эту инновацию или нет. Если решено применять нововведение или расширить сферу его применения, то это значит, что фирма нашла новое изделие или производственный процесс рентабельным, врач поверил в эффективность лечения, органы образования удалось убедить в том, что новая методика благотворно влияет на практику обучения и ради этого стоит пойти на издержки. Будем называть эти первичные организации фирмами, а термин "рентабельный" использовать в значении "ценный" в глазах этих фирм, не имея при этом в виду, что целью является извлечение денежной прибыли, и ничто иное, или что организация является частной, а не государственной или общественной. Не приписываем мы целям фирм и каких-либо социальных достоинств. Фирмы могут руководствоваться не более как пре- 342 Часть IV. Теория экономического роста стижными мотивами — желанием быть первыми. Очевидно,) сектора отличаются друг от друга по целям фирм. Ответ на вопрос о том, находят фирмы инновации рентабельными или нет, зависит не только от целей фирм. Почти во всех секторах экономики фирмы — будь то частные организации в погоне за прибылью, государственные учреждения или индивидуальные профессионалы — подчиняются мониторинговым механизмам, которые как минимум оказывают влияние на то. какие инновации получат высокую оценку в соответствии с целями фирмы, а какие низкую. Но эти механизмы могут налагать и непосредственные ограничения на поведение фирм. Ключевую роль в этом мониторинге играют индивидуумы или организации, которые предъявляют cripoc на товары или услуги, производимые фирмами в соответствующих секторах экономики, или же извлекают для себя выгоду из этих товаров или услуг. Так, для фирмы "Боинг" рентабельность производства модели 707 зависит от того, как отреагируют на эти самолеты авиалинии. Пациенты должны согласиться на новый метод лечения. Система образования и правовая система ограничены предлагаемым высшими властями бюджетом, за который голосуют законодательные органы штата. В некоторых секторах есть дополнительные ограничения, налагаемые на фирмы органами, наделенными юридической ответственностью за мониторинг и регулирование их деятельности. Так, прежде чем начнется применение "Боинга-707" на коммерческой основе, он должен пройти испытания, разработанные Федеральным авиационным управлением; выпуск новых лекарств регулируется Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и т. д. Селекционная среда сильно различается по структуре предъявителей спроса и контролеров и по тому, каким способом и насколько активно первые формируют, а вторые ограничивают поведение фирм. Грубо говоря, имеются два вида механизмов распространения рентабельных инноваций. Один механизм — увеличение масштабов применения инновации той фирмой, которая первой ее внедрила. Если фирма производит разнообразный набор продуктов или занимается разнообразными видами другой деятельности, то этот процесс может осуществляться путем замещения старых видов деятельности новыми. Либо же абсолютный или относительный (при наличии конкурентов) рост фирмы может идти путем привлечения новых ресурсов. В тех секторах, где Глава 11. Дальнейший анализ процессов поиска и отбора 343 сторона предложения представлена рядом административно различающихся между собой организационных единиц, имеется второй механизм распространения инноваций, требующий рассмотрения, — имитация. Имитация определенных инноваций может намеренно стимулироваться институциональным аппаратом. Так, служба распространения сельскохозяйственных знаний поощряет фермеров внедрять новые сорта семян. Если инновация осуществляется фирмой-поставщиком, то агенты по сбыту этой фирмы постараются поощрить быстрое внедрение инновации. Или же институциональный аппарат будет сдерживать или блокировать имитацию, как это бывает, когда патентная система блокирует принятие на вооружение одной фирмой патентованных нововведений, созданных конкурентом. Относительное значение этих механизмов различается от сектора к сектору. Дизелизация национализированной системы железных дорог во многом осуществляется путем замены дизелями локомотивов других типов в пределах этой единой системы, хотя улучшение качества обслуживания может позволить национализированной системе железных дорог привлекать для финансирования роста фонды со стороны. Вместе с тем если имеется несколько организационно раздельных систем железных дорог, то успешная инновация, вероятно, будет способствовать относительному росту новатора, но для полного перехода на дизели почти наверняка придется ждать имитации другими железными дорогами. Успех, модели 707 создал стимулы и возможности для увеличения производственных мощностей фирмы "Боинг". А у других самолетостроителей появился стимул на свой страх и риск проектировать и производить летательные аппараты сравнимого качества. Освобождение на поруки распространилось отчасти благодаря широкому применению его в определенных округах, но поскольку юрисдикция одного округа не распространяется на другой, а округов тысячи и каждый со своей юрисдикцией, то окончательное распространение нововведений в системе уголовного судопроизводства зависит от имитации. Мы полагаем, что строгую общую модель селекционной среды можно построить, специфицировав четыре элемента: определение ценности или прибыли, актуальное для фирм данного сектора; способ, которым потребитель или регуляционные предпочтения и правила оказывают влияние на определение рентабельности; наконец, задействованные процессы инвестирования и имитации. Далее в этом параграфе мы обсудим неко- 344 Часть IV. Теория экономического роста торые важные качественные различия между видами селекци- i онной среды в разных секторах. Эти различия оказываются в \ центре внимания, как только данная проблема ставится так, как ••• ставим ее мы. Рыночные сектора значительно различаются между собой. А многие сектора включают важные нерыночные компоненты, обладающие особыми характеристиками. Рынок как селекционная среда. Понимание того, что рыночная конкуренция в секторе экономики образует особый вид селекционной среды, ясно видно в трудах многих великих экономистов-теоретиков XIX и начала XX в. В рамках этой классической традиции творил и Шумпетер. В стилизованной шумпете-рианской эволюционной системе 'внедрение фирмами лучших методов и продуктов производства стимулируется и "кнутом", и "пряником".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Элементы модели отбора» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»