В социологической литературе используется множество терминов для обозначения гладкой последовательности актов поведения как эффективного единого целого. Один из этих терминов, очевидно, "умение". В частности, умениям и обучению умениям посвящено много работ по психологии. Для обозначения того же или весьма близкого понятия используются термины "план", "сценарий", "навык", "рутина" и "программа". Однако между этими терминами имеются очевидные смысловые различия, и исследование этих разных смыслов может оказаться информативным. При мысли об умениях как о программах возникает образ компьютерной программы. Ясно, что развитие современной электронно-вычислительной техники и связанного с ней программного обеспечения оказало важное и разностороннее влияние на теоретическое мышление в сфере интересующих нас здесь явлений1. Разработаны компьютерные программы, имитирующие сложное модельное поведение в широком спектре видов деятельности человека и организации. Эти достижения пре- 1 Обсуждение влияния кибернетики и компьютерного моделирования на психологию см. в работах: Miller, Galanter and Pribram (1960, ch. 3) [Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964. Гл. з.__Примеч. пер.} и Newell and Simon (1972, "Историческое приложение". и особенности с. 878-882). 112 Часть П. Теоретико-организационные основы... эволюционной теории жде всего показали, что логические процессы, осуществляемые цифровым компьютером, могут копировать весьма искусное (skilful) и разумное поведение, по крайней мере в том смысле, что они дают достаточно адекватное описание многочисленных достойных внимания аспектов такого поведения. Мы здесь, однако, не будем приводить конкретные примеры исследований такого рода, а лишь рассмотрим главные параллели между умениями и компьютерными программами. Следующие характеристики компьютерных программ аналогичны соответствующим характеристикам человеческих умений и облегчают их понимание. Во-первых, программа функционирует как единое целое, и обычно ее выполнение намного сложнее тех действий, которые требуются для инициирования этой работы. Во-вторых, схема организации программы последовательная. У нее есть начало и конец (по крайней мере предполагается, что он есть). Кроме того, возобновление работы программы после незапланированного прерывания часто проблематично, так что легче стартовать программу с начала, нежели завершить ее выполнение, начиная с середины. В-третьих, очевидно, что выполнение компьютерной программы является автоматическим в буквальном смысле слова, ибо осуществляется автоматом. Наконец, скорость и точность, с которой компьютер выполняет задачу (если в него заложена должным образом составленная программа), зачастую производят сильное впечатление. Эталоном, с которым принято сравнивать возможности компьютера, служит выполнение той же задачи человеком. Но, пожалуй, с точки зрения информативности аналогии более полезным эталоном будет выполнение задачи с помощью компьютера, но без программы, т. е. путем непосредственной подачи команд на каждом отдельном шаге. В основном характеристики программ соответствуют характеристикам умений, однако следует сделать некоторые уточнения. Что касается функционирования как единого целого, то можно заметить, что и для программ, и для умений на уровне их организации имеются распознаваемые единицы. Более крупные единицы суть организованные комплексы более мелких, но последние могут тем не менее и в этих комплексах в какой-то мере сохранить индивидуальность. Так, даже для посредственной машинистки слова "этот", "но", "тут", "над", "как" — единицы, тогда как "искренне Ваш" для нее — одновременно и единица, и комплекс из двух единиц. Вероятно, для очень немногих машинисток слово "антиденационализация" — привычное слово; тем Глава 4. Умения 113 не менее умелая машинистка разобьет его на знакомые единицы и таким образом выполнит эту работу гораздо быстрее, чем начинающая. Умение печатать на машинке служит также иллюстрацией последовательной организации программы: существенно, что порядок выполнения составных единиц умения — значимый фактор в структуре самого умения. Машинистка, которая может не задумываясь напечатать слово "посредством", похоже, вынуждена будет замедлить темп и усилить внимание, когда будет печатать "мовтсдерсоп" или даже "ствомпосред". Умелое исполнение работы человеком является автоматическим в том смысле, что большинство деталей работы выполняется без сознательного волевого акта. Действительно, желанным предвестием успешности усилий овладеть новым умением служит все уменьшающаяся надобность уделять внимание деталям. Ведь это известный факт — старание уделять внимание деталям часто оказывает разрушительное воздействие. Во многих состязательных ситуациях в спорте, искусстве и других сферах успех существенно зависит от способности исполнителя сохранять невозмутимость, не впадать "в напряг", т. е. противостоять тому, что может вызвать деструктивное стремление сосредоточиться на деталях исполнения". Нередко исполнителя, отличающегося этой способностью, сравнивают, причем с оттенком одобрения, с компьютером или другой машиной. Хотя сила впечатления, очевидно, понятие относительное и зависит от ожидавшегося эффекта, только закоренелый флегма-гик не окажется в какой-то момент под впечатлением искусного исполнения. Действительно, исполнение на уровне мировых стандартов во многих видах интеллектуальной деятельности, искусства, спорта часто попадает в разряд не просто впечатляющего, но внушающего благоговение. Такие случаи, безусловно, наводят на мысль о роли, которую играют в высоком умении (мастерстве) умственные и физические дарования исполнителя. По этой причине, пожалуй, с точки зрения наших задач более уместно рассматривать реакцию новичка на человека, умеющего на посредственном уровне играть в теннис, кататься на лыжах, музицировать на фортепьяно или решать дифферен- 2 Конечно, умелый исполнитель должен также избегать противоположной ошибки — чрезмерно расслабиться и утратить концентрацию. Но то, что требуется, — это сконцентрироваться на цели, к которой стремится исполнитель, а не на деталях процедуры. 114 Часть II. Теоретико-организационные основы... эволюционной теории циальные уравнения. По крайней мере, на наблюдателя, не пресытившегося зрелищем суперзвезд, исполнение на уровне, достигнутом в результате нескольких лет обучения и регулярной практики, часто производит глубокое впечатление и наводит тоску, ибо служит иллюстрацией цели, которая кажется ему недостижимой. Разрыв между умелым исполнителем и новичком с такими же задатками аналогичен разнице между обладанием компьютером и нужной для решения задачи программой, с одной стороны, и обладанием только компьютером — с другой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Умения как программы» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»