В литературе по микроэкономике теорема Коуза подробно излагается в разделах, посвященных внешним эффектам25. Поэтому здесь остановимся только на основных концепциях, а большее внимание будет уделено значению теоремы Коуза для институционального анализа. Внешние эффекты, или экстерналии, – это издержки или выгоды, которые не отражены в системе цен. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг и связаны с взаимозависимостью функций полезности и производственных функций. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные. Приносящие выгоду внешние эффекты называются положительными, они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчелы одного хозяина приносят пользу соседним фермам, опыляя растения. Кроме этого, хорошими примерами являются предоставление услуг образования, здравоохранения и других общественных благ. Внешний эффект является отрицательным, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, т.е. связан с издержками. Примерами могут быть различные формы загрязнения окружающей среды, шум, курение и т.п. Таким образом, предельные общественные издержки (MSC) или выгоды (MSB) равны сумме предельных частных издержек (MPC) или выгод (MPB) и предельных внешних издержек (MEC) или выгод (MEB), т.е. MSC = MPC + MEC или MSB = MPB + MEB. Эффективное для общества равновесие достигалось бы в ситуации, когда предельные общественные выгоды равнялись предельным общественным издержкам MSB = MSC. Однако при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем (по сравнению с эффективным) объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Распространенным примером избыточности производства является «трагедия общины», когда свободный доступ к общинному лугу ведет не к Парето-оптимальному, а к избыточному выпасу, т.е. к избыточному использованию общих благ. С другой стороны, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. Иногда используются термины «технологические» и «денежные внешние эффекты». Технологический внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров и услуг другого агента. Денежный внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента. Внешние эффекты возникают в результате отсутствия рынков чистого воздуха, тишины, покоя и т.д. Внешний эффект соответствует оптимальности по Парето тогда, когда деятельность первого агента (создающего эффект) может быть изменена таким образом, чтобы улучшить положение второго (воспринимающего эффект) без ущерба первому, т.е. в тех случаях, когда торговля принесет чистую выгоду. Ключевая причина неоптимальности в ситуациях с экстерналиями – игнорирование при нескоординированных индивидуальных решениях выгоды или вреда, приносимого другим субъектам. Для того чтобы преодолеть неоптимальные ситуации, необходимо интернализовать внешние эффекты, т.е. превратить внешние издержки (выгоды) в элемент частных издержек (выгод), а значит, приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным общественным издержкам (выгодам). Так, в случае отрицательного внешнего эффекта объем производства создающего его блага снижается до оптимального уровня, обеспечивающего оптимальный уровень все еще остающегося внешнего эффекта, т.е. до тех пор, пока издержки снижения внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу не начнут превосходить получаемые от этого выгоды. Существует несколько способов исправления неоптимальности в ситуациях с внешними эффектами. Во-первых, известны способы государственного регулирования разных типов жесткости. 1. «Военный коммунизм» – прямое установление заданий (квот) производителям и рационирование потребления. Очевидно, задания должны быть оптимальными, а значит, плановый орган должен знать точку оптимума. 2. «Хозрасчетный социализм» – установление директивных цен производителям и потребителям, при личной свободе потребителей, выбирающих занятость и потребление в рамках бюджетного ограничения, и хозрасчете производителей. Очевидно, для оптимальности исхода цены должны быть пропорциональны оптимальным оценкам, а значит, плановый орган должен знать оценки оптимума. 3. Корректирующие налоги (субсидии) Пигу. Названы по имени предложившего их английского экономиста А.С. Пигу (1877–1959). Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внешние эффекты» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»