Внешнее по отношению к организации окружение имеет значение для оценки производительности с трех точек зрения: политическая поддержка информационных технологий, оценка воздействия информационных технологий, а также условия, когда внешние субъекты контролируют существенные элементы информационной системы. Политическая поддержка или оппозиция может перевесить все другие соображения, касающиеся информационной технологии. Если поддержка (оппозиция) достаточно сильна, данная технология будет или не будет внедрена в организации государственного сектора. Оппозиция федерального правительства по отношению к идее всеобъемлющих электронных досье на граждан — достаточно показательный пример. Поддержка руководителями маленьких государственных организаций использования компьютеров для бухгалтерского учета объясняет вариант применения, который бесполезен с любой другой точки зрения. Политика правит бал в государственных организациях. Ценность варианта применения информационной технологии, ориентированного на одну .или несколько внешних групп, — подходящая категория для анализа. Информационные бюллетени, отпечатанные на на-стольно-типографских системах, могут быть объектом такого ценностно- Глава 33. Оценка перспектив... 809 го анализа. Обнародование планов начать взимать плату за издание, выпускаемое с помощью настольной типографии, или планов прекратить осуществление этих действий может вызвать (а может и не вызвать) ответную реакцию облагодетельствованной, как предполагается, общественности. Уровни использования не всегда являются четким показателем ценности. Количество экземпляров издания, отправленных по почте адресатам, мало что говорит о том, насколько высоко оно ценится. Обычно ценность лучше всего определяется готовностью людей оплатить товары или услуги. Сложившаяся цена, конкретная реакция со стороны общественности или какой-то другой индикатор предпочтения — вот что отражает ценность. Определение ценности часто представляет собой проблему, когда речь идет о бесплатных товарах или услугах. Примером определения ценности может служить ситуация, сложившаяся вокруг компьютерных и обычных (на карточках) библиотечных каталогов. Когда у налогоплательщика есть выбор, что он предпочтет: каталог на карточках или компьютерную систему? Даже если высокотехнологичная система «лучше», общественность может оценить ее невысоко. Еще одной областью анализа служит взаимосвязь между информационной технологией и внешним окружением, когда извне поступает информация или обеспечивается содействие в получении информации, а также когда внешние агенты являются прямыми потребителями информации на выходе из данной. В сфере охраны правопорядка поддержка федерального правительства или правительства штата очень важна для местного учреждения, если оно желает воспользоваться картотекой регистрации автомашин или просроченными ордерами на арест. Аналогичная ситуация возникает, когда налоговые ведомства штатов сотрудничают между собой или с федеральной налоговой службой при проверке деклараций налогоплательщиков. В дополнение к этим примерам межведомственного сотрудничества можно указать на то, что некоторые фирмы платят налоги, переводя средства электронным способом. Применение информационных технологий, которое зависит от сотрудничества, может окончиться неудачно, если у отдельных лиц или организаций отсутствуют соответствующие мотивы. Это может объясняться как прямой заинтересованностью в отказе от сотрудничества, так и просто отсутствием интереса к нему. Например, датчики устройств для дистанционного определения веса грузовиков, курсирующих по скоростным автострадам, могут временно выйти из строя в результате «случайного» попадания мазута или грязи на номерные знаки, когда грузовик перегружен. Граждане, похоже, не всегда заинтересованы в предоставлении информации. Если содействие необходимо, имеет смысл сначала установить, будет ли такое содействие добровольным. Если нет, то организация должна решить, использовать ли другие ресурсы, не последним из которых является политическая поддержка. 810 Часть IV. Новые организационные технологии Общественное использование информации требует внимания к уже существующим и новым информационным каналам. Например, сообщения Национальной метеорологической службы широко распространяются средствами массовой информации на закрепленных для этого радиочастотах. При распространении информации используются существующие и новые каналы. Существующие каналы становятся более загруженными; новые каналы требуют затрат, чтобы их создать и обслуживать. Распространение информации каким-то лицом или организацией, обладающими персональным компьютером с модемом, представляет собой способ коммуникации, ограниченный кругом внешних агентов. Телефоны, радиоприемники и телевизоры распространены более широко и более понятны населению. В настоящее время на население направлен огромный объем информации, и было бы глупо полагать, что большинство людей ждут не дождутся возможности подключиться к новым специализированным общественным информационным системам. Заинтересованные в этом группы — скорее исключение, чем правило. Прямая широко диапазонная связь с населением маловероятна в обозримом будущем, в то время как конкретная информационная технология может быть использована лишь в случае наличия чрезвычайно заинтересованных пользователей. Информационные возможности телефонной связи — вот область, развитие которой в ближайшем будущем наиболее вероятно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внешнее окружение» з дисципліни «Ефективність державного управління»