Факторы стресса, привлекшие особое внимание исследователей
Рассматривая табл. 1, задаешься вопросом: какие факторы стресса привлекают наибольшее внимание исследователей? Обзор работ, связанных с факторами трудовых стрессов, показывает, что особый интерес вызывают несколько вопросов. Первое — должностная или трудовая перегрузка, когда работник не может справиться с работой. Обычно это случается, когда работник не имеет особых трудовых навыков или вообще некомпетентен (профессионально непригоден), или, что встречается чаще, из-за непомерных требований к работе, в том числе нереальных сроков, установленных руководством [958]. В самом деле, хотя срочно выполненная работа иногда приобретает более высокое качество, спешка может негативно сказаться на взаимоотношениях в коллективе, лишив их открытости и искренности, особенно если его члены не питают взаимной симпатии. Здесь есть потенциально опасные долгосрочные последствия, влияние которых требует изучения. Очевидное, хотя не всегда применимое, средство избавиться от спешки состоит в том, чтобы попросту подумать, кто реально способен сделать работу в отведенное время. Хотя предельно сжатые сроки часто оказываются неизбежной реальностью, руководство в таких ситуациях дол- 638 Часть Ш. Человеческие ресурсы жно знать о возможных последствиях этого типа стресса. Если возникают соответствующие личные, поведенческие, умственные и психологические признаки, менеджер должен по возможности пересмотреть сроки и/или провести индивидуальную или групповую программу, которая снимает стресс и включит в себя отдых, физические упражнения, групповой и индивидуальный анализ задач, равномерное их распределение, разработку четкого графика работ, а если необходимо, консультации профессионалов. Другой тип трудовых стрессов известен как «застой». Это случается, когда человек получает должность или ранг, выше которого он уже не сможет подняться (структурный застой), или когда он решает одни и те же, очень редко изменяющиеся задачи («содержательный» застой) [59]. Согласно исследованиям в области управления производительностью, «застоявшиеся» работники часто испытывают отчуждение, которое способно привести к резкому снижению качества их работы. Были попытки решить эту проблему с помощью некоторых нетрадиционных методов, в том числе, с помощью горизонтальных перемещений; организационной перестройки в пользу горизонтальной структуры, перераспределения прав принятия решений; консультаций с психологами и специалистами по вопросам трудовой деятельности; отбора при найме на работу в «застойных» или потенциально «застойных» должностях тех, для кого карьера не стоит на первом месте в жизни. Есть и более традиционные методы, в том числе: символическое награждение за важный вклад в работу или достижения, переобучение и обучение новым навыкам, обеспечение обратной связи, когда достойно отмечается всякая попытка соответствующего изменения поведения, и, наконец, внешние «терапевтические» средства. Третья наиболее часто исследуемая проблема — «техностресс», или стресс как прямой или косвенный результат применяемой технологии, смены технологии или технологических новинок. Обычно, когда техно-стресс возникает из-за неспособности человека освоить новую технологию, требуется лишь эффективное переобучение. Хорошая программа переобучения должна предусматривать не только освоение новых технических навыков, но и решение проблемы психологической адаптации к новшествам. И все же случается, что некоторые так и не могут освоиться. Убедившись в этом и испробовав их на всех операциях, руководство должно тщательно продумать дилемму — технический прогресс и потеря работников. Многие исследования техностресса связаны с проблемами технического мониторинга, предполагающего использование таких приборов, как телекамеры, магнитофоны, датчики и компьютеры [157; 404]. Согласно исследованиям Национального Института охраны труда и здоровья, технический мониторинг как «слежка» за людьми может привести к эмоциональным срывам, .выражающимся в чувстве тревоги, депрессии или вспышках гнева; кроме того, при рассмотрении влияния постоянного мо-
Глава 26. Стресс на рабочем месте... 639 ниторинга на результаты работы служащих тех отделов, которые поставляют информацию, обнаружено, что такие условия часто ведут к падению морали, высокой текучести кадров, конфликтам с профсоюзами [499]. Однако тщательный и объективный мониторинг помогает адекватно оценить работу и справедливо вознаградить ее. Надо только устроить систему мониторинга так, чтобы люди могли жить рядом с ней, считая ее разумной формой административного контроля. Иногда можно применять комбинации различных способов оценки личной, коллективной работы и деятельности отдела, которые не вызывают ощущения слежки, недоверия и вторжения в личную жизнь. Исследуются также иные неблагоприятные влияния на работников отделов, связанных с распространением информации и поставкой данных [157; 262; 561]. Среди инноваций в этой сфере — передача функций по сбору и распространению информации рабочим коллективам и отделам-пользователям, установка видеосистем и систем ввода информации с голоса. Однако остается еще много специальных отделов, испытывающих серьезные трудности с производительностью. Согласно данным Национального института охраны труда и здоровья, работники, поставляющие и обрабатывающие информацию, испытывают больше стрессов, чем выполняющие любую другую работу, в том числе авиадиспетчеры, и сталкиваются с такими проблемами, как скука, усталость глаз и спины, умственное и физическое утомление, забывчивость, общее утомление, отчуждение и общее снижение работоспособности [667]. Кроме того, в обследование государственных служащих, работающих с персональными компьютерами, обнаружило, что негативные эмоции, вызванные обработкой данных, зависят от пола, возраста и должности. О своей подверженности технострессам заявили 14% опрошенных мужчин и около 23% женщин. Что касается возраста, сильные стрессы от работы с компьютерами испытывают вдвое больше работников старше 50 лет, чем те, кому 50 еще нет. Наконец, число страдающих от компьютерных стрессов работников вспомогательного персонала вдвое превышает число специалистов [236]. Исследования предлагают различные методы и подходы к решению проблем компьютерных стрессов. Прежде всего рабочее место должно как можно больше соответствовать личным особенностям и привычкам каждого работника. Большое значение для снижения стресса имеют такие веши, как высота и удобство кресла, размещение клавиатуры и дисплея, приглушение чрезмерной яркости экрана, разумная изоляция от постоянного вмешательства других сотрудников, комфортный климат в помещении, эстетически приятная обстановка. Резко снижают компьютерную усталость регулярные перерывы и отдых от работы; необходимо устраивать каждый час как минимум один перерыв продолжительностью до 15 мин. Среди других способов снизить напряжение и повысить производительность работы с компьютером можно отметить: реорганизацию работы, предусматривающую специальное обучение для разделения и смены 640 Часть Ш. Человеческие ресурсы обязанностей, а также освоение новых компьютерных программ; новое, более человечное отношение руководства к работающим с компьютером; гибкую рабочую неделю; занятия аэробикой и применение методов релаксации (так, в компании American Express для сотрудников, долгое время работающих с терминалами и процессорами, предусмотрены два ежедневных перерыва для физических упражнений); обращение за помощью для снижения нагрузки к другим, оказывающим такие услуги, подразделениям; участие работающих с компьютерами специалистов и вспомогательного персонала в кружках качества; постоянную работу по развитию у работающих с компьютерами адекватной самооценки и позитивного мышления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторы стресса, привлекшие особое внимание исследователей» з дисципліни «Ефективність державного управління»