Основной вопрос: какой опыт надо передать людям, чтобы они могли с максимальной эффективностью применять его на практике? Совершенно недостаточно овладеть новыми знаниями и навыками, люди должны научиться и захотеть (при полной поддержке окружающих) применять их на практике. Чтобы эффективно пользоваться полученными знаниями, необходимы оптимальные методы обучения. Поэтому нужен серьезный подход к разработке учебных процессов, которые внушат людям уверенность, что они знают, как и когда применить полученный опыт и сумеют воспользоваться им в конкретных ситуациях. При разработке учебного процесса в организации следует помнить о принципах андрагогики, т.е. «искусства и науки обучения взрослых». Обучение взрослых людей во многом отличается от обучения детей, и надо учитывать разницу. Во-первых, андрагогические модели обучения основаны на нескольких положениях, например, люди должны понимать, что обучение отвечает требованиям их настоящей работы или в крайнем случае пригодится в будущем [484]. Во-вторых, взрослые ни в коем случае не должны чувствовать принуждения. Так же как и на работе, люди предпочитают думать, что сами распоряжаются собой и сами принимают решения, от которых зависит их будущее. Обучение и подготовка часто ставят человека в зависимость (скажем, от преподавателя), что может вызвать внутреннее сопротивление, убивающее стимулы и желание учиться. Чтобы этого не случилось, надо сделать обучающихся активными участниками процесса. В-третьих, менеджерам и преподавателям надо помнить, что взрослые обладают гораздо большим и качественно иным опытом, чем молодежь. Обучение должно основываться на этом опыте, подтверждать и укреплять его. Крапо говорит, что образцовый учитель не учит в классическом смысле этого слова, а скорее помогает, открывая перед членами учебной группы возможность учиться друг у друга [170]. В-четвертых, взрослые готовы учиться, когда жизнь заставит их стремиться работать лучше и получать большее удовлетворение от работы. Это утверждение основано на первом и втором положениях, и из него следует, что взрослые должны быть активными участниками не только учебного процесса, но и процесса принятия решений об их участии в нем. Те, кого «посылают» учиться, едва ли выкажут особую заинтересованность, если сами не захотят побольше узнать и овладеть новыми специальными знаниями и 526 Часть III. Человеческие ресурсы навыками. Наконец, взрослые учатся, чтобы получить возможность решать определенные задачи (проблемы, жизненные ситуации). Согласно первому положению, они должны чувствовать, что обучение тесно связано с их настоящей работой, с конкретными задачами и проблемами. Что касается практической разработки учебных планов, то здесь в распоряжении педагогов и менеджеров широкий набор методических разработок, пособий и учебников. Среди доступных методов можно назвать обучение по месту работы, без отрыва от производства, инструктаж, телеконференции по спутниковой связи, компьютерные учебные программы, различные поведенческие модели и переподготовку [127; 318; 501]. Независимо от избранного метода, преподаватели и менеджеры должны усвоить несколько важных принципов, которые сделают обучение максимально эффективным. Во-первых, люди должны активно включиться в процесс, получив возможность применять знания и навыки в ситуациях, максимально приближенных к рабочим. Во-вторых, должна быть обеспечена обратная связь для оценки их действий. В-третьих, поставленные перед ними дели должны быть разумными и реальными. В-четвертых, вся реальная рабочая обстановка должна благоприятствовать применению новых знаний и навыков. Руководителям следует принять активное участие, научиться отмечать и поощрять практическое применение полученных знаний. Наконец, надо научить людей с легкостью и эффективностью применять новые знания на рабочем месте. Многие исследования в области теории социального обучения и самодостаточности показали, что люди, уверенные в себе, т.е. чувствующие способность контролировать ситуацию и управлять событиями, лучше применяют на практике полученные в процессе обучения знания и навыки [55; 56]. Более того, доказано, что уверенность в себе можно усилить с помощью таких методов, как активное участие, обратная связь и постановка целей. Это означает, что педагоги, оценивая потребности учеников, должны учитывать разную степень их уверенности в себе, и об этих различиях необходимо помнить при разработке учебных программ, предусматривая в них различные способы повышения самооценки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разработка программ обучения и подготовки» з дисципліни «Ефективність державного управління»