Самая распространенная проблема, с которой приходится иметь дело каждому руководителю, заключается в наличии дефицитов. Один из наиболее эффективных способов ее решения состоит в том, чтобы так или иначе расширить имеющуюся ресурсную базу. Если взглянуть на позиции, занимаемые каждой из сторон, можно понять методы, с помощью которых решаются подобные проблемы. 1. Либералы выступают за повышение налогов на богатых, сохранение ставок налогов на бедных на неизменном уровне, сокращение военных расходов и сохранение государственных расходов по другим статьям на прежнем уровне. Можно возразить, что они хотели бы снизить налоги на бедных в то время, как бедные и так платят небольшие налоги и возможности дальнейшего снижения этих налогов невелики. Можно также заметить, что они хотели бы увеличить расходы по гражданским статьям. Однако это нереально, если пользоваться традиционными способами разрешения проблемы дефицита. Невозможно увеличивать расходы, одновременно снижая налоги. 2. Консерваторы выступают за сохранение налогов с богатых на неизменном уровне, за повышение налогов с бедных путем введения налога на продажи и других регрессивных налогов или налога на добавленную стоимость. Они хотели бы сохранить военные расходы на неизменном уровне и сократить расходы по другим статьям бюджета. 3. Компромиссная позиция требует всего понемногу: умеренное повышение налогов как на богатых, так и на бедных, одновременное снижение военных расходов и государственных расходов по другим статьям. 4. СОР предусматривает снижение налогов и на богатых, и на бедных главным образом путем предоставления налоговых льгот, которые служат стимулом к повышению эффективности. Снижение налогов осуществляется в основном через снижение налоговой ставки, а не путем сниже- Глава 14. Методы поиска супероптимальных решений 377 ния абсолютного количества денег, собираемых в виде налогов. Ставка налога снижается, а сумма налоговых поступлений возрастает, если ВНП растет вследствие предоставления адресных налоговых льгот и субсидий. СОР предусматривает увеличение расходов в форме субсидий, но при этом важно отметить, что дополнительные средства поступают из ВНП, который растет благодаря адресным субсидиям, что, в свою очередь, позволяет выделить больше средств на расходы. Альтернатива, выдвигаемая консерваторами, требует, по крайней мере, некоторых ограничений в плане достижения обеих целей, т.е. роста государственных расходов и снижения налогов, поскольку в результате ее реализации снижение расходов по гражданским статьям должно сопровождаться повышением налогов (во всяком случае, на бедных). Либеральная альтернатива также заключает в себе некоторые уступки по обеим целям, поскольку ее реализация предусматривает снижение военных расходов и повышение налогов на богатых. Компромиссная альтернатива предусматривает одновременное снижение и обоих видов расходов, и повышение налогов на богатых и бедных, правда не в той степени, в какой это произошло бы при реализации консервативной или либеральной альтернатив. Реализация альтернативы СОР имеет некоторые положительные последствия в виде возрастающего ВНП и снижающихся налогов. Конечный вес нейтральной альтернативы рассчитывается путем сложения исходных весов критериев после удвоения каждого из них. Конечный вес либеральной альтернативы указывает на то, что снижению налогов как одной из целей либеральной альтернативы придается сравнительно низкое значение. Конечные величины для консервативной альтернативы отражают сравнительно низкое значение цели, предусматривающей снижение налогов. Итоговые величины для консервативной альтернативы свидетельствуют о сравнительно низком значении роста государственных расходов и сравнительно высоком значении снижения налогов. Однако и либералы, и консерваторы придают большую важность более высокому ВНП и более низким налогам. Альтернатива СОР имеет безусловное преимущество в сравнении с итоговыми величинами, определяемыми либеральной, консервативной и нейтральной альтернативами. Встает естественный вопрос, а возможно ли это, и если да, то каким образом?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАСШИРЕНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ» з дисципліни «Ефективність державного управління»