Государству приходится брать на себя предоставление услуг и благ, необходимых каждому человеку. Классический пример — национальная оборона — слишком дорогостоящее, сложное и даже опасное дело, чтобы общество позволило каждому гражданину в отдельности обеспечивать ее. Если бы каждый был обязан заботиться о собственной обороне, то пропали бы всякие основания для существования нации. Глава 13. Анализ по критерию«затраты — выгоды» 335 В любом случае, когда рынок дает сбои, мы смотрим на правительство как на крайнее средство. Сбои на рынке происходят, когда нормальные процессы гигантского аукциона, называемого экономикой, протекают неэффективно, особенно, когда рационирование («карточная система») либо невозможно, либо нежелательно [847; 635]. Рационирование невозможно, если никого нельзя исключить из процесса пользования продуктами или услугами. Пожарная охрана отдельной квартиры в жилом доме невозможна, поскольку борьба с огнем в одной квартире выгодна для всех. Если никого нельзя исключить, то все, за исключением одного, кто платит, становятся «нахлебниками». При рационировании же любая система цен теряет смысл. Рационирование может быть нежелательным, даже если оно возможно. Например, за проезд по свободному мосту можно собирать плату путем установки турникета, что заставит водителей платить при въезде на мост. Поскольку мост не загружен, установка аппарата может еще больше снизить интенсивность движения и повысить интерес водителей к поиску других путей, чтобы не платить за проезд. В обоих случаях рационирование в условиях нормальных рыночных механизмов не срабатывает. Для принятия решений о выделении средств требуется, например, определить, сколько должен платить каждый житель квартиры за пожарную охрану или какого размера мост строить. Распределительные функции правительства относятся к предоставлению общественных благ. Как правило, проблема сводится к тому, чтобы решить, сколько и какого типа благ предоставлять. Лицам, принимающим решения, требуется какой-то механизм для рассмотрения таких вопросов и, к счастью, в их распоряжении имеется не один, а целых три инструмента: критерий Парето, критерий Калдора и механизм, позволяющий использовать эти критерии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фискальные функции правительства» з дисципліни «Ефективність державного управління»