Помимо символов, используемых лидерами, мы также имеем дело с ритуалами и церимониалами, характерными для государственных организаций. Они воспринимаются членами организации, охотно в них участвующими, как процедуры манипулирования символами со стороны признанных лидеров. Обычно те, кому позволено в ритуалах участвовать, чувствуют себя совсем по-иному, чем те, кому в этом отказано, что позволяет тем самым «структурировать, институционализировать и стабилизировать коллективные действия» [885. — Р. 42]. Церемониалы дают отдельным индивидам определенный ориентир или даже объяснение того, как себя вести перед лицом новой или неоднозначной информации; они также придают легитимность принимаемым в рамках данной организации решениям. М. Эдельман определял ритуал как физическую деятельность, которая символически вовлекает людей в совместные действия. Эффективность ритуала определяется тем, насколько с его помощью удается привлечь внимание людей к тому, что они тесно взаимосвязаны, к их взаимным интересам. Результатом ритуала является не только согласованность действий, интересов и т.д., но и чувство удовлетворения и радости от такой согласованности. Эдельман пишет: «Люди инстинктивно пытаются найти смысл и порядок, когда оказываются в неудобной или неоднозначной ситуации. В танцах и других видах моторной активности, с помощью которых первобытный человек празднует, например, смену времен года, как бы снова подтверждается незыблемый вселенский порядок, лежащий в основе успокоения «смятенных» чувств, а каждый отдельный индивид встречает напоминание о необходимости подчиняться всеобщему установленному порядку вещей. В танце дождя или танце победы люди символически достигают удовлетворения групповых потребностей и желаний, как бы снова подтверждая общие интересы, отбрасывая сомнения и изображая результат, который хотят получить. Моторная активность, реализуемая совместно, как бы подтверждает, что в коллективе нет чужаков и отступников, порождает в нем общее ощущение удовлетво- 320 Часть II. Измерение и анализ ренности и гордости. Создается упрощенная модель или образ реальности, а факты, которые ей не соответствуют, из нее исключаются. Лейтмотивом здесь является достижение конформизма и удовлетворенности основами существующего порядка вещей, а изображение того, во что веруют, — физиологически эффективный способ постепенного воспитания убежденности и привития стереотипов будущего поведения» [233. — Р. 16—17]. Кроме того, ритуал служит решению, по крайней мере, трех задач: успокоить возмущение и сомнения по поводу конкретных политических решений, укрепить веру в 'фундаментальный рационализм и демократический характер системы, тем самым фиксируя конформистские стереотипы будущего поведения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ритуалы» з дисципліни «Ефективність державного управління»