Со времени внедрения системы ЗББ появилось множество принятых под давлением граждан инициатив, приведших к радикальному переосмыслению концепции производительности, которую стали связывать с уменьшением налоговых тягот и сокращением бюджетов. Первый из целого ряда экспериментов, направленных на контроль за ростом и даже на сокращение расходов, был проведен в Канзасе в форме разработки сбалансированного бюджета. Эта форма бюджета совершенно изменяет взгляды, которые еще недавно считались общепринятыми: она требует, чтобы сначала производилась оценка будущих поступлений, которая затем должна использоваться как ограничение бюджетных ассигнований. На первой фазе разработки сбалансированного бюджета требуется, чтобы высшее руководство разослало бланки первичной документации руководителям подведомственных организаций или подразделений. В каждом из них должна быть сформулирована специфическая задача, которую призвана решить данная организация. Процесс рассылки первичной документации является средством сбора информации о специфических проблемах служб и других факторах, которые могут оказаться существенными при закладывании надежной основы для принятия решений о распределении ресурсов.
316 Часть II. Измерение и анализ На второй фазе процесса высшее руководство распределяет бюджетные ресурсы среди всех организаций (подразделений). Оно осуществляет распределение с учетом убедительности аргументации, представленной в первичной документации, и исходя из своего собственного обобщенного представления о потребностях организации. Распределение ресурсов происходит на институциональном, а не на программном уровне, поэтому руководители организаций, в свою очередь, распределяют ресурсы внутри них в соответствии с организационными приоритетами. Третья фаза бюджетного процесса — подготовка учреждениями документации по планированию программ. Каждое учреждение должно решить, как распределять ответственность между отдельными программами или областями деятельности, которые направлены на достижение общей цели и которые были бы так тесно взаимосвязаны, чтобы ими можно было бы управлять совместно. На четвертой фазе процесса требуется, чтобы высшее руководство представило каждой организации три уровня расходов (А, В и С), в соответствии с которыми и должны строиться бюджетные предложения. Самый важный — уровень В, так как именно он отражает распределение основных ожидаемых бюджетных поступлений. Уровень А представляет собой сокращение финансирования на определенную сумму по сравнению с базовым. Бюджет уровня С представляет дополнительные фонды, превышающие сбалансированный уровень. Информация, содержащаяся в трехуровневых заявках, а также пояснительные записки соответствующих организаций с обоснованием различий в качестве услуг, которые возникают в результате принятия того или иного варианта их финансирования, служат основой для окончательных бюджетных рекомендаций. Поскольку бюджетные ресурсы размещаются не между программами, а между организациями, руководители последних должны распределять их между программами, находящимися в сфере своей компетенции. Это\ делается путем установления соответствия между уровнями расходов А, В и С по каждой программе. Эти уровни финансирования соотносятся с альтернативными подходами к решению проблем, которые обсуждаются в первичной документации. Две завершающих фазы процесса составления сбалансированного бюджета — бюджетные слушания и анализ последствий принимаемых решений, после чего губернатор принимает решение об окончательном варианте исполнительного бюджета и выносит его на обсуждение законодателей. Сбалансированный бюджет, как и любой другой, призван привлечь внимание властей к предпосылкам, которые лежат в основе принимаемых решений. Бюджет контролирует расходы путем обнародования лимитов ассигнований, направляемых на содержание конкретных учреждений. Он Глава 12. Производительность и бюджетный процесс 377 является также исполнительным бюджетом, так как глава исполнительной власти несет ответственность за распределение денежных средств и решает, какие программы следует начать, продолжить или приостановить, определяя размеры их финансирования. В то же время действия главы исполнительной власти и организаций находятся под контролем, так как после обнародования бюджета, никто не может его изменить без тщательного рассмотрения со стороны органов, наделенных контрольными
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разработка сбалансированного бюджета» з дисципліни «Ефективність державного управління»