Линейно-объектный (постатейный) бюджет: ориентация на контроль
Наиболее ранний по времени появления подход к составлению бюджета — линейно-объектный или постатейно-расходный — все еще остается самым популярным у местных органов управления благодаря простоте с точки зрения строгости отчетности и контроля. Однако в качестве инструмента управления этот тип бюджета имеет весьма ограниченную применимость. В линейно-объектном бюджете средства распределяются между определенными статьями или объектами расходов. Расходы на заработную плату, офисное оборудование, размножение документации и канцелярские принадлежности рассчитываются на будущий год так, что администратор имеет лишь ограниченную возможность повысить на некоторую сумму величину расходов, предусматривавшихся по данной статье в предыдущем финансовом году (см. табл. 1). 300 Часть П. Измерение и анализ Таблица 1 Пример линейно-объектного бюджета Бюджет расходов на содержание парков и мест отдыха, долл.
Линейно-объектный подход был вновь введен на рубеже веков с целью упорядочения неконтролируемых расходов. Он применяется для усиления ответственности правительственных учреждений за произведенные ими расходы путем установления последовательного постатейного перечня расходов. Главное преимущество линейно-объектной бюджетной системы состоит в усилении контроля за деятельностью финансирующих ведомств. Сначала выясняются намерения ответственных государственных служащих относительно того, сколько и на какие цели следует потратить. Это, в свою очередь, обеспечивает определенную форму контроля за распределением средств по элементам организационной структуры и характеру (статьям) расходов. Многие исследователи отмечают серьезные недостатки линейно-объектной системы. В частности, С. Гроссбард рассматривает по-прежнему широкое распространение линейно-объектных бюджетов как следствие «недальновидного мышления и тенденции откладывать оценку Глава 12. Производительность и бюджетный процесс 301 увеличения как расходной, так и доходной частей бюджета на более позднее время». Недостаток традиционных форм линейно-объектных бюджетов, по его мнению, состоит в том, что «они недостаточно детальны». В частности, такой бюджет трудно соотнести с целями. Этот подход не предусматривает сравнения затрат и результатов, игнорирует возможные альтернативы проводимой политики, не обеспечивает интеграции функций планирования, разработки бюджета и контроля. Линейно-объектный бюджет инерционен, любые изменения возможны лишь в виде небольших приращений соответствующих показателей предшествующего года [341. — Р. 6]. Энтон, исследовавший бюджетную практику трех городов штата Иллинойс, приводит характерные примеры планирования от достигнутого. Поскольку единственным источником информации о будущем бюджете для городских властей является бюджет предыдущего года, а прироста расходной части бюджета добивался каждый департамент, то основой определения того, какие расходные статьи следует урезать, а какие оставить на прежнем уровне, стали бюджетные слушания. Энтон пишет [27. — Р. 16]: «Именно потому, что «ставки» являются по своему внутреннему смыслу политическими, критерии, используемые для решения бюджетных проблем, очень редко имеют отношение к целям департаментов. Напротив, решающими критериями становятся такие политические факторы, как авторитет и влияние главы департамента, способность департамента организовать поддержку своих требований, или же то, что городской совет сможет завоевать симпатии или антипатии избирателей, удовлетворяя или отвергая данное требование». Рост бюджетов отнюдь не обосновывается тем, что тот или иной департамент повысит качество своей работы вследствие дополнительных бюджетных вливаний или ухудшит его вследствие урезания бюджета. Фактически любой департамент всегда может предоставить убедительные доводы в пользу своих требований повысить бюджет в интересах повышения качества работы. Однако разные департаменты обладают разным влиянием. Энтон продолжает: «Самым важным представляется то, что при отсутствии у муниципального совета подробной информации и недостатке сильного централизованного контроля над различными департаментами, последние быстро встают на путь оказания давления на совет в интересах улучшения своего финансового положения. Ясно, что побеждает сильнейший» [27.— Р. 17].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Линейно-объектный (постатейный) бюджет: ориентация на контроль» з дисципліни «Ефективність державного управління»