Р. Фримэн приводит несколько определений бюджета. Бюджет — «план финансовых операций, включающий оценку предполагаемых расходов на данный период времени и предполагаемых способов их финан- 298 Часть П. Измерение и анализ сирования, или, говоря другими словами, процесс систематического сопоставления необходимых расходов с достижением поставленных целей» [292. — Р. 10]. Он предлагает также более общее и расширенное определение: «Бюджет — это: 1) финансовое выражение планов органа управления на определенный период времени, 2) способ контроля деятельности во время его действия, 3) средство сравнения действительных результатов с запланированными и анализа различий между ними, что позволяет в будущем улучшить как действия, так и процесс составления бюджета». Если мы рассмотрим, каким должен быть идеальный бюджет*, то обнаружим ряд общепризнанных положений**, определяющих требования информированных избирателей и ответственных лиц принимающим решения к такой идеальной модели. Эти идеи включают в себя все-объемлемость, исключительность, единство, периодичность, точность, ясность и открытость. Требование всеобъемлемости состоит в наделении бюджета всей полнотой власти, касающейся правительственных доходов и расходов. Исключительность касается необходимости отделить фискальные вопросы от содержательных; бюджет должен быть финансовым и только финансовым документом, никоим образом не касаясь содержательной стороны деятельности. Единство подразумевает необходимость соотнесения между собой всех частей бюджета и определения того, какие расходы должны покрываться за счет тех или иных доходов. Требование периодичности реализуется за счет регулярной ревизии доходов и расходов, четкого соблюдения периодичности таких ревизий. Точность означает, что оценка потребностей и имеющихся ресурсов должна быть результатом обоснованных расчетов, а не благих пожеланий или политической конъюнктуры. Ясность требует безошибочного, четкого, понятного (но в то же время не упрощенного) определения того, кто и сколько будет платить и сколько будет потрачено. Наконец, составление бюджета должно быть открытым, т.е. учитывать потребности, проблемы, политические позиции избирателей, а также представляющих их интересы выборных лиц. Все эти восемь принципов Санделсона могут быть сведены к одному, предложенному Буркхедом [113. — Р. 10]: «Вероятно, единственным принци- Среди работ, посвященных изучению этих принципов, можно отметить: Stourm R. The Budget. / Transl. by Thaddeus Plazinski. — Appleton & CompanyrNew York, 1917. — P. 144—168; Shin-as G. F. The Science of Public Finance. — Macmillan & Co., Ltd.: London, 1936, — Vol. 1. — P. 82—83; Vol. 2. — P. 968—974. Мы попытались определить, используют ли эти принципы современные специалисты в области теории и практики разработки бюджета. Среди рассмотренных работ были как теоретические труды (например: Wildavsky A. Budgeting. — Transaction Books:Piscataway, New Jersey, 1987), так и публикации практического характера, вроде принадлежащих перу ставших уже легендарными авторов. (См.: Friedman L. Budgeting/ Management Policies in Local Government Finance. — International City Management Association: Washington, 1981. — P. 99—111.) Глава 12. Производительность и бюджетный провес 299 пом, который может оказаться полезным, является принцип операционной адекватности. Бюджетный цикл и бюджетный процесс должны обеспечивать решение насущных проблем правительства. Это означает, что главное внимание должно уделяться их гибкости и адаптивности, а не степени их соответствия некоторому предполагаемому неизменным идеалу». Характер бюджетных процедур, используемых в государственных структурах, дает немало свидетельств правоты Буркхеда. Прежде всего следует отметить, что речь идет о принципах разработки соответствующих методов управления. Существующая практика функционирования государственных структур гораздо чаще соответствует наиболее упрощенному определению, предложенному Фри-маном [292], чем определению, включающему в понятие бюджетного процесса и планирование, и контроль за расходами, и сравнение фактических результатов с запланированными, и оценку альтернативных методов достижения желаемого результата. Ниже мы обратимся к обоим определениям. Сначала рассмотрим линейно-объектный или постатейный бюджет (line-item budget) как рудиментарный способ оценки расходов и источников их финансирования, затем — исполнительский бюджет (performance budget), представляющий собой шаг вперед по сравнению с линейно-объектным благодаря попытке классифицировать статьи расходов по соответствующим им функциям и программный бюджет (program budgeting) как средство комбинированного планирования; наконец, обратимся к бюджетам для более эффективного использования ресурсов, а также к таким сравнительно недавним модификациям этих методов, как составление бюджета на нулевой основе (zero-base budgeting) и сбалансированного бюджета (balanced-based budgeting).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бюджетные принципы и практика» з дисципліни «Ефективність державного управління»