Некоторые авторы используют принадлежащее М. Скривену оригинальное определение перспективной оценки как этапа в процессе осуществления программы [799]. Согласно Э. Посаваку и Р. Кэри, перспективная оценка осуществляется «для совершенствования планирования или распространения услуг с целью повышения результативности программ или эффективности услуг» [716. — Р. 15]. Моррис и Фиц-Гиббон же считают, что перспективная оценка дает разработчикам и исполнителям программ информацию, помогающую привести программу в соответствие конкретной ситуации и оптимизировать ее [626]. Перспективная оценка служит для «точной настройки» операций. От итоговой она отличается лишь допущением, что положительное решение о продолжении программы уже принято и требуются лишь небольшие корректировки. Тогда перспективная оценка становится важным орудием управления, с помощью которого проводится мониторинг, создается база данных для принятия решений и ведутся поиски обоснований корректировок. Если проводить такую оценку уже после начала программы, ее трудно отличить от итоговой. Предполагается, что в этом случае оценивается процесс, тогда как итоговая оценка связана с общим эффектом программы. Сомнения по поводу разницы между итоговой и перспективной оценкой возникли с появлением в середине 70-х годов концепции измеримости 288 Часть II. Измерение и анализ программ, которая поставила вопрос о ценности результатов оценочных исследований. Хоули предлагал пять следующих последовательных шагов, необходимых для получения ясной и достоверной оценки [936]: 1. Определение рамок проблемы или программы: какие организации и учреждения штата, федерального и местного уровня должны участвовать в программе; какие цели преследует программа; каковы критерии оценки и что будет оцениваться. 2. Сбор информации о программе: набор данных, определяющих основные принятые в программе допущения, ее цели, задачи и необходимые для их решения действия.. 3. Моделирование: разработка моделей, описывающих программу и взаимосвязь между оперативной деятельностью и целями с точки зрения потребностей предполагаемого пользователя в оценочной информации. 4. Анализ: достаточно ли точно и непротиворечиво модель описывает программу, чтобы получить практически полезную оценку. Сюда входит также выбор методов анализа оценки. 5. Представление руководству и потребителю: обеспечение обратной связи, через которую выясняется мнение о результатах оценки и определяются необходимые последующие действия. Л. Рутмен считал, что перспективная оценка в ходе мониторинга за оперативной деятельностью определяет измеримость программы, замечая: «Выявляя отражающиеся на оперативной деятельности и результатах программы факторы, перспективная оценка делает программу измеримой». Он считал элементами перспективной оценки «мониторинг» и «сбор информации о конкретной деятельности в рамках программы», чтобы «установить наличие однотипных операций, выполнение которых можно систематизировать». Тогда разница между перспективной и итоговой оценкой сводится лишь к моменту времени — перспективная оценка начинает проводиться вместе с началом самой программы, а итоговая — позже [771]. Представляется, что перспективную оценку необходимо производить не только до начала, но до утверждения программы, чтобы установить, есть ли возможности для достижения намеченных целей — готова ли организация к проведению программы, обеспечена ли она технологией, кадрами и т.п. Перспективная оценка полезна также для обоснования самой программы и финансовых требований. Таким образом, цель перспективной оценки — дать лицам, принимающим решения жизненно важную информацию о перспективах, связанных с достижением целей. С помощью перспективной оценки ищут доказательства того, что задачи, которые красиво выглядят на бумаге, можно решить, если обеспечить соответствующие условия и ресурсы. Перспективная оценка позволяет определить измеримость программы, удостовериться, что она изложена ясно, Глава П. Исследования в области оценки производительности... 289 что цели и ожидаемые результаты четко сформулированы, что допущения, связывающие программу с целями и следствиями, правдоподобны. Она также необходима для оценки экономической эффективности программы [771]. Перспективная оценка требует экспериментальной базы, которая позволяет определить возможности реализации программы и достижения желаемых результатов [126]. Цель в обоих случаях — взять под контроль факторы неопределенности. Эксперимент помогает проверить, приведет ли план проведения программы к желаемым результатам. В этом одно из отличий перспективной оценки от итоговой. В последнем случае экспериментальная проверка зачастую невозможна, поскольку очень трудно найти критерии оценки, которые позволили бы контролировать уже проявившееся влияние факторов неопределенности. Предусмотрительный руководитель должен знать, что такая оценка может понадобиться и провести необходимую проверку еще до начала программы. Регулярный сбор данных для итоговой оценки обычно заставляет оценивать работу и без особой на то необходимости. Тогда менеджер в любой момент сможет определить техническую и экономическую эффективность, не будучи обязанным что-то немедленно предпринять. Кроме организационных возможностей или намеченных для достижения целей мер, перспективная оценка позволяет анализировать программу или деятельность организации и с других точек зрения. Можно проанализировать характер целей, что, в свою очередь, дает ценную информацию для разработки способов итоговой оценки воздействия программы. Какие цели преследует оценка — единичную или множественные, т.е. хотим ли мы выявить одно изменение или несколько? Каков желаемый масштаб эффекта? Когда возникают желаемые перемены? Какова иерархия или относительное значение целей, компенсирует ли решение большего числа менее важных задач слабые результаты по решению задачи высшего уровня? На что нацелена программа, на кого она ориентирована? [854. — Р. 39—41]. Перспективная оценка дает дополнительную, важную для принятия решений информацию, отвечая, в частности, на следующие вопросы: • Какие проблемы должна решить программа? • Какие причины породили эти проблемы? • Какие группы затронуты этими проблемами? • Широко ли распространена проблема сейчас и будет ли она распространяться дальше? • Насколько серьезны проблемы? • Каковы цели программы (борьба с породившими проблемы причинами, локализация проблем, помощь людям, затронутым проблемой)? 10-966 290 Часть П. Измерение и анализ • По каким признакам можно судить о продвижении к этим целям? • Как предполагается в рамках программы решать проблему? Какие меры позволят достичь поставленных целей? • Какие другие организации — государственные и частные — уже заняты деятельностью, связанной с этой проблемой или заинтересованными группами населения, или стремятся найти ее решение? • Каковы основные альтернативные подходы к проблеме? • Каковы различные критерии оценки достоинств каждой альтернативы? Каковы основания и достоинства каждого критерия, чтобы, руководствуясь ими, выбирать альтернативу? • Какие правовые, политические, социальные и экономические вопросы надо учесть, выбирая альтернативу? • Что можно сказать о соотношении возможных выигрышей и затрат при решении проблемы, достижении целей, выборе альтернатив? • Какова осуществимость каждой альтернативы? Что ограничивает практическую деятельность? Какие ресурсы необходимы и какие имеются в наличии? Каковы вмененные издержки? Каковы источники финансирования? • Какие вопросы могут возникнуть при сборе необходимой для итоговой оценки информации? • Какими полномочиями должно обладать руководство программы? • Кто будет нести ответственность за руководство программой? Каковы другие ключевые действующие лица? Что они думают о программе? Есть ли у них опыт, встречались ли они с подобными проблемами или программами, работали ли с заинтересованными группами населения? • Какие производственные мощности необходимы для реализации программы? Имеются ли они в достаточном количестве и необходимого качества? Какова при этом их стоимость?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перспективная оценка» з дисципліни «Ефективність державного управління»