ИЗМЕРЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
Согласно традиционному определению, производительность есть соотношение между полученным результатом и затраченными ресурсами. Государственное Бюро трудовой статистики США относит к числу показателей производительности, связывающих затрачиваемые ресурсы с конечными продуктами [551]. Что касается государственных служб, многие исследователи настаивают на включении в понятие производительности оценки эффективности и качества услуг, а не только соотношения между результатом и затратами. Хотя основное внимание в настоящей главе уделяется измерению соотношения между затратами и результатами, мы не оставим без внимания вопросы качества и эффективности. Оценка объема произведенного продукта по отношению к объему затрат времени и денег очень важна, с точки зрения, во-первых, отчетности и подотчетности — внутренней (когда работники отвечают перед руководством) и внешней (когда государственные менеджеры отчитываются перед выборными должностными лицами и обществом за производительное и эффективное использование общественных фондов); во-вторых, деятельности служащих, направленной на совершенствование положения дел, когда выясняется, что в той или иной сфере услуг производительность падает или не соответствует ожиданиям; в-третьих, прогнозирования будущих потребностей в ресурсах. Государственные организации могут выбрать какой-нибудь из следующих способов оценки и анализа производительности: 1) вычислить соотношение между результатами и затратами, принимая за единицу полезного результата объем выполненной физической 198 Часть П. Измерение и анализ работы. Это пока самый распространенный в госорганизациях способ подсчета показателей производительности, мы будем называть их показателями технической эффективности; 2) вычислить соотношения между результатами и затратами, принимая за единицу конечного результата данные о косвенных (вторичных) результатах и эффекте. Этот метод применяется редко; полученные с его помощью данные иногда называют показателями экономической эффективности; 3) использовать соотношения между результатами и затратами (показателей технической эффективности), рассчитанные первым способом, в сочетании с показателями эффективности и качества услуг. Это позволяет лучше интерпретировать данные. Если, например, повышение технической эффективности сопровождается падением эффективности и качества услуг, то пользователь информации поймет, что техническая производительность растет за счет уменьшения эффективности и качества, значит, подлинного повышения производительности не происходит; 4) рассчитать показатели относительных изменений — индексы производительности. Обычно это делается на федеральном уровне, местные органы и власти штатов редко прибегают к такому методу; 5) комбинировать все вышеперечисленные методы. Показатели, полученные первым и вторым методом, можно перевести в обратные, представив в виде затрат на единицу продукции вместо объема продукции на единицу затрат. Численно они эквивалентны, однако с первым показателям обычно связан термин эффективность, а со вторым — производительность. На практике при попытках связать объем полученных результатов с объемом затрат возникают многочисленные проблемы и сложности, вызванные, в частности, определением объема затрат ресурсов с помощью достоверных показателей результатов, способов их измерения и оценки, проблемами обобщения показателей производительности по всем направлениям деятельности государственных служб и наблюдения за их изменениями с течением времени.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИЗМЕРЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ» з дисципліни «Ефективність державного управління»