Теоретические основы международной торговли. Международная торговля в системе МЭО
Международная торговля является исторически и логически первой формой экономических отношений в мировой экономике. На нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений. Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Внешняя торговля – обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров - экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом. Экспорт – продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт – покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Сальдо торгового баланса - разница между импортом и экспортом за определенный промежуток времени. Внешнеторговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта той или иной страны. Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, традиционно выражаемых в долларах США. Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота. Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке. Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении. Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой торговле используется индекс условий торговли, выражающий отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта. Субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК и МНК (транснациональные и многонациональные компании); Региональные интеграционные группировки. Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей: преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка; интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий; увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов; на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места; повышается уровень международной специализации страны. Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что: во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества; во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами; в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда; в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования международных расчетов. Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму – ХV-ХVШ вв. – в экономическом учении меркантилистов. Меркантилисты (Томас Мен, Чарльз Давенант, Жан Батист Кольбер, Уильям Петти) придерживались статического взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатств. Поэтому богатство одной страны могло увеличиваться только за счет обнищания другой. Экономическая система, в соответствии со взглядами меркантилистов, состояла из трех секторов: производство, сельское хозяйство и иностранные колонии. Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, которыми она располагает, меркантилисты полагали, что для укрепления национальных позиций государство должно: поддерживать положительный баланс – вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию; запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров. Таким образом, колонии превращались исключительно в поставщиков сырья метрополиям. Школа меркантилизма просуществовала в течение 150 лет и внесла свой вклад в теорию международной торговли: впервые была подчеркнута значимость внешней торговли для экономического роста стран; впервые был описан платежный баланс; дала толчок к развитию классической школы в мировой экономике. В то же время взгляды меркантилистов имели ограниченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания другой, а достигали этого с помощью протекционистской политики. Основы теории международной торговли были сформулированы в конце ХУШ – начале Х1Х века выдающимися английскими экономистами А.Смитом и Д. Рикардо, которые являлись представителями классической школы. А.Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) вывел теорию абсолютных преимуществ. Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами. Благодаря международному разделению труда цитрусовые всегда выгоднее выращивать в тропических странах, а не в Англии. Заслугой А.Смита явилось то, что он через наличие естественных и приобретенных преимуществ объяснял межстрановые торговые потоки. Большинство государств, однако, не имеют абсолютных преимуществ, но участвуют в международной торговле. Почему? Ответ на этот вопрос дал Д.Рикардо. Д.Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А.Смита. Д.Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей. Он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. В результате делается вывод, что свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране. В 30 годы ХХ в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию Д. Рикардо, обосновав необходимость определять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи. Согласно модели Хекшера-Олина: торговля основана на сравнительных преимуществах стран; причиной сравнительных преимуществ является различие в наделенности стран факторами производства. Разница в относительных ценах на товары в различных странах, а следовательно, и торговля между ними объясняются различной наделенностью факторами производства. Таким образом, теорию Хекшера-Олина можно сформулировать следующим образом: каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. В середине ХХ в. (1948г.) американские экономисты П.Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности факторов производства международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами. В середине 50-х годов ХХ века американский экономист русского происхождения В. Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе, известной под названием «парадокс Леонтьева». Используя теорему Хекшера-Олина, он показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоемкие товары. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ. Кроме классических теорий факторов производства существует ряд новых концепций, объясняющих новые явления в международной торговле. Речь идет о превращении технического прогресса в важнейший фактор в международной торговле, росте встречных поставок подобных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, развитии внутрифирменного оборота. Альтернативные концепции отталкиваются от классических теорий, но развиваются в новом направлении. Во второй половине 60-х годов ХХ века распространение получила теория «жизненного цикла продукта», разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые потоки между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. В 90-е годы ХХ века проблеме конкретных преимуществ фирм разных стран была посвящена теория конкуренции американского экономиста М. Портера. Он сформулировал свои теоретические положения на основе изучения практической деятельности на мировых рынках компаний 10 промышленно развитых стран. И хотя он является сторонником классической теории факторов производства, однако, вводит ряд дополнительных условий: необходимость внедрения трудосберегающих и ресурсосберегающих технологий при нехватке собственных факторов производства, спрос, состояние и уровень обслуживающих и близких отраслей и производств, конкурентную ситуацию и стратегию фирмы. Его исследования легли в основу экономической политики ряда стран. Появление различных концепций внешней торговли не опровергает, а развивает классические теории сравнительных преимуществ и соотношения факторов производства. Несмотря на недостатки, они продолжают оставаться наиболее популярными теориями, объясняющими развитие международных экономических отношений. Их сближает с современными концепциями общая основа – разделение труда. Международная торговля исторически стала первой формой внешнеэкономических связей и постепенно набирала силу. После Второй мировой войны ее среднегодовые темпы роста уже в 1,5 раза превышала темпы мирового объема производства. Она принимает устойчивый характер на рубеже XXVIII-XIX вв. благодаря крупному машинному производству с присущей ему специализацией и возможностями выпускать продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. За последние 50 лет XX в. мировой торговый оборот вырос в 25 раз. По оценкам ВТО прирост мировой торговли в 2007г. в реальном выражении достиг 5,5% (8,5% в 2006 году). Реальный рост торговли аналитики ВТО рассчитывают с учетом инфляции в разных странах и динамики курсов валют на основе данных статистических служб ООН и МВФ, поэтому номинальные темпы прироста экспорта товаров составили 15% и услуг- 18%. Структура мировой торговли отражает потребность стран в НТП и уровень развития различных стран. На первом месте стоит продукция обрабатывающих отраслей, которая охватывает ¾ мирового товарооборота. Оставшаяся часть приходится на продовольствие, сырье и топливо. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий (табл. 22.1)
Таблица 22.1
Товарная структура мирового экспорта, 2007 год, в %
Основные товарные группы Доля в общем экспорте Процент изменения к предыдущему году
2000–2007гг. 2006 г. 2007 г. Сельскохозяйственные продукты 8,3 11 11 19 Продукты добывающей промышленности, в т.ч. Топливо 19,5
15,0 17
17 28
23 15
13 Продукция обрабатывающей промышленности, в т.ч. Чугун и сталь Химические товары Офисное и телекоммуникационное оборудование Средства автотранспорта Текстиль Одежда 69,8
3,5 10,9
11,1 8,7 1,7 2,5 11
19 14
7 11 6 8 13
18 13
14 11 8 12 15
27 19
4 16 9 12
В мировой торговле лидирующие позиции занимают страны с развитой рыночной экономикой. Их доля в мировом товарном экспорте колеблется около 70%. Развитые страны также не только главные импортеры, но импортеры мира. Самые активные международные товарные потоки происходят в рамках взаимоотношений развитых стран. Продукция НТП и высоких технологий экспортируется и в то же время поглощается преимущественно на рынках этих стран. В тройку ведущих стран-экспортеров вошли Германия, Китай и США, доля которых в мировом вывозе составила 9,5%, 8,8%, 8,4% соответственно. Среди трех лидеров по импорту – США, Германия и Китай. Их удельный вес в мировом ввозе достиг 14,2%, 7,5% и 6,7%. Согласно прогнозам Всемирной торговой организации в ближайшие годы ожидается снижение темпов прироста международной торговли до самого низкого уровня за последние шесть лет – не более 4,5%. По оценкам ВТО активный экономический рост развивающихся стран позволит амортизировать последствия замедления развития экономики США и стран Европы. Экономика развивающихся стран вырастет на 10%, стран СНГ- на 5%, а рост в развитых странах ожидается на уровне 1,1%. В целом темпы прироста мировой экономики ожидается в диапазоне от 2,5% до 3%. В 2007г. на долю развивающихся стран приходилось 34% мировой торговли. В последующие годы ожидается сохранение этой тенденции, а по оценкам ВТО, более половины прироста мирового импорта товаров придется на страны СНГ. Стабильно высокие цены на их экспортные товары и сравнительная независимость от рынков развитых государств позволят им сохранять высокий уровень инвестиций в свою экономику, в том числе в потребительский сектор, даже в условиях снижения цен на сырьевые товары во втором полугодии 2008г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теоретические основы международной торговли. Международная торговля в системе МЭО» з дисципліни «Основи економіки і теорії ринку»