В постиндустриальной системе хозяйства, базирующейся на информации и научно-техническом труде, условия включения работников в производство становятся все более значимым фактором исследований. Реализация трудового потенциала высококвалифицированных работников во многом определяется возможностями их включения в производство в соответствии со способностями и приобретенной квалификацией. В производственной сфере постиндустриальной системы хозяйства различные виды интеллектуального труда можно объединить в понятие «научно-технический труд» на основе выделения следующих основных критериев: а) преобладание интеллектуальных функций труда; б) осуществление интеллектуальных функций на научной основе, осознанное использование научного метода и творческое его развитие; в) наличие специального образования, позволяющего творчески использовать и развивать научный метод; г) доминирующее положение в современной системе общественного разделения труда, что связано не только с количественным преобладанием соответствующих категорий работников в структуре совокупного работника, но и с выполнением функций целеполагания, принятия решений, с решающей ролью в получении экономических результатов. Ядро научно-технического труда составляет труд ученых, инженеров (в том числе в рамках социальной инженерии), различного рода высококвалифицированных специалистов в области управления и бизнеса, научно-педагогических работников. В условиях формирования постиндустриального общества черты научно-технического труда во все большей степени проявляются в деятельности и многих других категорий работников. Основными экономически значимыми качественными характеристиками научно-технических работников, на наш взгляд, являются следующие черты: 1) уникальные творческие способности, неотделимые от личности человека; 2) высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки; 3) способность использовать и развивать научные методы работы; 4) способность к самообучению; 5) способность к самоконтролю и саморегулированию; 6) сложный мотивационный комплекс, отражающий, помимо внешней детерминации экономического и социального характера, также и самодетерминацию; 7) высокий уровень профессиональной и социальной мобильности; 8) инновационность; 9) ценностные ориентации, связанные с творческой самореализацией. Этот комплекс характеристик базируется на личностных качествах работников, соответствующим образом преобразованных в процессе обучения (формального образования и самообучения) и в трудовой деятельности. В постиндустриальной системе хозяйства особое значение приобретают креативные способности человека. Они являются базой формирования высокого уровня квалификации, получения уникальных научно-технических результатов, достижения значимых экономических результатов и позволяют работнику претендовать на определенную часть дохода от использования объектов интеллектуальной собственности. На первый план выходит проблема включения работника в производственный процесс в соответствии со способностями, в значительной степени уникальными, и создания комплекса условий для их реализации. Это означает достижение соответствия структуры трудовых функций структуре личностных качеств совокупного работника, дополняемых сформированной научно-технической квалификацией. Успешное решение данной задачи является одним из условий экономической эффективности рассматриваемой системы хозяйства, поскольку обеспечивает: во-первых, наиболее полную реализацию потенциала природных и сформированных качеств научно-технических работников; во-вторых, высокий уровень трудовой мотивации; в-третьих, формирование творческой атмосферы в трудовом процессе и благоприятного инновационного климата. Эти условия в значительной степени формируются в процессе включения научно-технических работников в производство. Особенности рынка труда научно-технических работников определяются в решающей степени особенностями научно-технического труда и его носителей, выделенными ранее. В научно-техническом труде сочетаются шаблонные и творческие функции, в рабочей силе научно-технических работников — стандартные и индивидуализированные характеристики. От наличия и использования последних в решающей степени зависит получение ценных экономических результатов. Цена рабочей силы научно-технического работника, помимо оплаты труда, должна включать также интеллектуальную ренту, основанную на использовании уникального ресурса (уникальных творческих способностей работников и их творческих достижений). Между продавцом и покупателем формируются отношения не только по поводу определения размеров заработной платы, но и по поводу собственности на объекты интеллектуального творческого труда. Еще одной характеристикой данного рынка является наличие самодетерминации, связанной с возможностью самореализации в труде. Этот фактор обусловливает определенную специфику предложения научно-технического труда, увеличивает его масштабы. Важную роль на рынке научно-технического труда играет государство, которое определяет правовые аспекты включения работников в производство (например, необходимость получения формального образования и соответствующего диплома), порядок функционирования образовательных учреждений, структуру системы образования, условия присвоения и использования объектов интеллектуальной собственности. Модификация отношений спроса и предложения на рынке научно-технического труда выражается также в формировании договорных отношений между фирмами и будущими специалистами по поводу финансирования их подготовки, отличающейся продолжительным и дорогостоящим характером. В ряде случаев фирмы, образовательные учреждения и учащиеся реализуют программно-целевой подход, позволяющий обеспечить подготовку кадров для решения крупных научно-технических и экономических проблем. Данные особенности рынка труда научно-технических работников обусловливают: во-первых, целесообразность использования модели монополистической конкуренции; во-вторых, невысокую эластичность спроса и предложения, объясняющуюся уникальностью характеристик научно-технических работников и результатов их труда, а также продолжительностью и дороговизной их переподготовки; в-третьих, необходимость формирования сложной институциональной среды. Наряду с отмеченной выше модификацией рынка труда (использование договорных отношений, программно-целевого подхода), в постиндустриальной системе хозяйства получают развитие формы включения работников в производство и регулирование их трудовой карьеры, которые, в определенной степени, можно рассматривать как нерыночные. Прежде всего, нужно отметить формирование так называемых внутренних рынков труда, представляющих собой комплекс процедур, которые защищают трудящихся, находящихся внутри организации, от конкуренции трудящихся, находящихся за пределами организации. В этом смысле внутренние рынки — антирыночные организации. Таким образом, с рыночными формами включения взаимодействуют нерыночные формы. В данном случае оплата труда и распределение трудовых ресурсов регулируются комплексом административных правил и социальных норм. С понятием внутреннего рынка связаны горизонтальная и вертикальная мобильность работников, планирование их профессиональной карьеры (в первую очередь, это касается, разумеется, высококвалифицированных специалистов), экономическая целесообразность широкомасштабных затрат предпринимателей на образование, профессиональную подготовку и переподготовку персонала, формирование научно-технической квалификации. В обобщенном виде, в настоящее время расширение возможностей включения работника в производственный процесс в соответствии со способностями базируется на системе нерыночных отношений, модифицирующейся в направлении развития отношений социального партнерства и гибкого государственного регулирования рынка научно-технического труда. Все это говорит об усилении плановых методов регулирования. Что касается науки, то здесь просматривается аналогичная ситуация. Дело в том, что современная наука, а точнее — производство научных знаний (особенно фундаментальных), далеко не всегда является делом, выгодным для частных компаний. Причина эта известна и относится к так называемым «провалам рынка». В условиях постиндустриальной системы хозяйства возникло еще одно обстоятельство, о котором стоит сказать особо. Новые знания и технологии в этой системе выступают в виде информации (информационного продукта). Поэтому, благодаря современным инструментам коммуникации, этим благом в скором времени могут пользоваться не только те, кто его создавал и нес сопряженные с этим издержки, но и другие хозяйствующие субъекты, как в данной стране, так и за рубежом. Негативной стороной этого процесса стало появление и широкое распространение пиратства и выпуска контрафактной продукции. Кстати, одним из центральных вопросов в процессе переговоров России с США о вступлении нашей страны в ВТО как раз и являлся вопрос пиратства в области интеллектуальной собственности на различные продукты и технологии. Описанная ситуация снижает привлекательность НИОКР для частных компаний, т.к. нововведения часто не покрывают затраты на их проведение. Другая причина по которой научные исследования становятся менее привлекательными для частного инвестора, — их большая ресурсоемкость. Зачастую ресурсов частных инвесторов просто недостаточно для проведения полного цикла работ от теоретического моделирования до реального воплощения в серийную продукцию. Усугубляет ситуацию то, что фирмы заинтересованы в краткосрочных вложениях, имеющих высокую скорость окупаемости. Таким образом, рыночные методы на этапе постиндустриального хозяйства часто оказываются не способны осуществлять регулирование всех социально-экономических процессов, и это приводит к необходимости усиления роли плановых инструментов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наука и образование» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»