Было отмечено, что начало экономики не непосредственно. Производимый и потребляемый продукт опосредован человеком и природой. Рассмотрим отношение продукта и человека. Самая обычная трактовка человека — это некое единство души и тела. Иногда различают тело, душу и дух. Однако продукт есть одна из определенностей человека, а именно, его экономическая определенность. Представим все это при помощи схемы (рис. 2.2).
Человек Тело Продукт Дух Объективно Субъективно Объективно Субъективно Объективно Субъективно
Рис. 2.2. Место экономической определенности человека среди иных его определенностей
Обыденное сознание представляет, будто можно отделить человека от продукта. Проделайте мысленно эту операцию, отделите человека от всякого продукта. Вы утратите человека и получите животное. Отделять человека от продукта — то же самое, что отделять его от тела или духа. Обратите внимание, что все три определенности человека удвоены как объективные и субъективные. Субъективные определенности тела, продукта и духа суть душа человека. То есть продукт имеет душу. И мы только что, читатель, эту душу продукта начали изучать. Человек вообще, как и продукт, есть процесс. Тело, продукт и дух — это фазы логического и исторического движения человека (рис. 2.3). Тело человека в этом движении выступает как единичное, продукт — как особенное, дух — всеобщее. Помнте, мы раньше выделили эпоху до разделения труда. Теперь ту же самую эпоху мы назовем эпохой доминирования тела человека. Соответственно, эпоха разделения труда становится эпохой доминирования продукта, а эпоха после разделения труда — эпохой доминирования духа. Эпоха доминирования тела названа так потому, что сохранить и приумножить своё тело — здесь главная задача человека. Самое значимое для человека — это его род, а вымирание рода — самое страшное. Однако эпоха доминирования тела не исключает наличия продукта и духа как моментов, присутствующих в свернутом виде. Точно так же эпоха доминирования духа предполагает тело и продукт в снятом виде (рис. 2.3). На рис. 2.3 наглядно видно, что все три эпохи включают в себя экономическую определенность человека, то есть продукт (столбец 2 рис. 2.3). Причем все три эпохи включают продукт как особенную определенность человека. Эта особенная определенность в эпоху доминирования тела выступает как единичная особенность. Продукт, будучи особенным, подчинен здесь телу человека (единичному). Эпоха доминирования продукта дает нам особенный продукт как особенный. То есть, продукт в эту эпоху выражает самого себя, подчинен самому себе. Наконец, в эпоху доминирования духа особенный продукт становится всеобщим, ибо подчинен всеобщему (духу). Как связать эти утверждения с выдвинутым выше положением, что продукт есть единство единичного, особенного и всеобщего? Когда мы определяли продукт как единичный, особенный и всеобщий, мы определяли его внутри себя самого. Теперь же мы вышли за рамки продукта как такового и увидели, что продукт, будучи единичным, особенным и всеобщим, всегда остается особенной определенностью человека. Значит, если мы вернемся к табл. 1.1, то к каждому определению продукта следует добавить определение «особенный»: особенный единичный единичный продукт, особенный единичный особенный и т. д. Эти логические упражнения позволяют заключить, что человек, во-первых, с продукта не начинается, человек начинается с тела. Хотя продукт присутствует в начале человека как нечто неразвитое и подчиненное господству тела. Во-вторых, человек также продуктом и не заканчивается. Да, продукт в своем историко-логическом движении проходит фазы единичного, особенного и всеобщего продукта. Всеобщий продукт есть завершение экономики, но не завершение человека. Всеобщий продукт всего лишь особенный всеобщий. Человек не может в рамках этой особенной всеобщности достигнуть своей абсолютной всеобщности. Абсолютная, всеобщая всеобщность наступает только в сфере духа.
Единичное (тело) Особенное (продукт) Всеобщее (дух) 1 2 3 Эпоха доминирования тела (эпоха до разделения труда) Единичное (тело) А тело — тело Тело: единичное как единичное тело — продукт Продукт: особенное как единичное тело — дух Дух: всеобщее как единичное Эпоха доминирования продукта (эпоха разделения труда) Особенное (продукт) В продукт — тело Тело: единичное как особенное продукт — продукт Продукт: особенное как особенное продукт — дух Дух: всеобщее как особенное Эпоха доминирования духа (эпоха после разделения труда) Всеобщее (дух) С дух — тело Тело: единичное как всеобщее дух — продукт Продукт: особенное как всеобщее дух — дух Дух: всеобщее как всеобщее Рис. 2.3. Место продукта в движении определений человека
Выделим из схемы на рис. 2.3 полученные определения продукта и представим их отдельно (рис. 2.4).
Продукт как особенное человека Единичный Особенный Всеобщий Единичное (тело) Особенный единичный единичный продукт Особенный единичный особенный продукт Особенный единичный всеобщий продукт Особенное (продукт) Особенный особенный единичный продукт Особенный особенный особенный продукт Особенный особенный всеобщий продукт Всеобщее (дух) Особенный всеобщий единичный продукт Особенный всеобщий особенный продукт Особенный всеобщий всеобщий продукт
Рис. 2.4. Определения продукта Однако любой здравомыслящий ученый заявит, что выражение «Господин N — большая свинья» — не научно, потому что противоречит здравому смыслу. Господин N — человек, а большая свинья — продукт сельского хозяйства. Нелепо утверждать, что большая свинья, будучи продуктом, является одним из определений господина N как человека. Но если все же между господином N и свиньей улавливается какое-то непонятное сходство, то вот между господином К и переехавшим его трамваем, продуктом транспортного машиностроения, вообще ничего общего нет. Было тело господина К, был его дух. Проехал трамвай — нет ни того, ни другого. Рассмотрим подробнее строку А рис. 2.3. Здесь представлены определения первобытного человека. Доминирующим определением, как отмечалось, здесь является единичное (тело). Однако тело, будучи единичным, выступает как единичное, особенное и всеобщее (эти определения появляются, если раскрыть прямоугольник А1 на рис. 2.3). Иначе говоря, имеется единичное тело единичного человека, имеется всеобщее тело рода и имеется особенное тело единичного человека, находящееся в определенном отношении к телу рода. Тело, являясь изначально единичным определением человека, невозможно отделить от единичного человека. Поэтому во всех философиях тело неизменно входит в определение человека. Дух, выступая всеобщим определением, у первобытного человека подчинен его доминирующему определению (единичному). Единичный дух, как и тело, имеет определения единичного, особенного и всеобщего (прямоугольник А3, рис. 2.3). Наиболее адекватную форму дух имеет как единичный всеобщий, то есть дух рода. Однако будучи всеобщим для рода, дух является неотъемлемой характеристикой и каждого единичного родича. Если тело нельзя отделить от первобытного человека именно в силу его единичности, то дух невозможно отделить в силу противоположной всеобщности. Поэтому, как и тело, дух входит во все философские определения человека. Правда, часто вместо духа, как единства объективного и субъективного, берут субъективные определения тела и духа и называют это душой. Перейдем к единичному первобытному продукту. Продукт, как одно из трех определений человека, есть особенное. И в этом его основное отличие от тела и духа. Если вне тела и духа человека мыслить невозможно, то вне продукта — возможно. В сфере первобытности продукт, будучи особенным, выступает как единичный. Его особенность подчинена доминирующему здесь определению тела (единичного). Особенный продукт, будучи единичным, в сфере первобытности выступает как единичный, особенный и всеобщий (прямоугольник А2, рис. 2.3). Так вот, если единичный первобытный человек немыслим без своих единичных тела и духа, то без данного единичного продукта мыслим вполне. Можно на время сбросить набедренную повязку, а вот то, что под набедренной повязкой, сбросить можно только навсегда. Для того чтобы осознать продукт как имманентное определение человека, необходимо привести в отношение не единичное тело или единичный дух с единичным продуктом, а единичное, особенное и всеобщее тело первобытного человека, его же единичный, особенный и всеобщий дух соотнести с единичным, особенным и всеобщим продуктом. Тогда выяснится, что данную единичную набедренную повязку на время сбросить можно, а вот тело рода, как конкретное единство особенных и единичных тел, вне продукта, как конкретного единства материальных условий жизнедеятельности этого тела, становится популяцией животных. То же самое можно сказать о первобытном духе. Покинем первобытность и переместимся в период, когда доминирует сам продукт (прямоугольники В1, В2 и В3, рис. 2.3). Доминирование продукта — это преобладание особенного. Здесь отрыв данного особенного продукта от данного особенного человека проявляется максимально. Именно поэтому заявление, что господин К и переехавший его трамвай — одно и то же, звучит нелепо. Господин К вполне мог бы обойтись без переехавшего его трамвая. Для того, чтобы осознать, что экономическая определенность господина К есть продукт как процесс производства и потребления, необходимо рассмотреть особенное тело как единство единичного, особенного и всеобщего (прямоугольник В1, рис. 2.3), особенный дух тоже как единство единичного, особенного и всеобщего (прямоугольник В3, рис. 2.3) и привести их в отношение с особенным продуктом как единичным, особенным и всеобщим (прямоугольник В2, рис. 2.3). Здесь тело и дух выступают как особенные потому, что господствует продукт как особенное. Тело и дух существуют для продукта. Если у господ типа господина К отобрать все трамваи, то они перестали бы быть господами типа К и стали бы несколько иными человеческими существами. Наконец, такую же работу необходимо проделать и для третьей фазы — фазы доминирования духа (прямоугольники С1, С2, С3, рис. 2.3). Здесь тело и продукт служат духу. Проделанный анализ показал, что продукт и человек экономический — одно и то же. Поэтому исследование продукта от начала и до конца есть исследование человека экономического от начала и до конца.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отношение экономики к человеку» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»